А у режима – хронический катар

Сырой, промозглой поздней осенью богатые люди имеют обыкновение вояжировать в теплые края. Не последнее место в списке солнечных адресов занимают далекие Объединенные арабские эмираты. Ну, а главы государств – имеют обыктовение совершать официальные визиты. Вне зависимости от погоды. В зависимости от необходимости решения геополитических вопросов. Глава государства под низванием Украина нынче пребывает с визитом в ОАЭ и Катаре. Любишь – не любишь Януковича, но предположить, что он поехал именно с целью загара в шезлонге, было бы слишком примитивным ерничеством. Да и заявить, что есть государства, с которыми наша страна не должна поддерживать отношений вообще, тоже было бы неправильным. Но вот задать вопрос, что именно является сейчас насущным и неотложным для Украины в Эмиратах, и этом самом Катаре – можно и нужно.

Что позвало главу страны, находящейся в напряженном поствыборном раздрае, в далекие края? А может, того, как раз боязнь решать внутренние проблемы, трусливое желание хоть на несколько напряженных дней, оказаться подальше от этого самого раздрая? Тем более, что если уж о визитах-переговорах – есть куда более насущные международные проблемы, «провисающие» давненько, и не демонстрирующие тенденций к благополучному разрешению. Скажем так, геополитический хронический «катар», если позволить себе использовать созвучие названия далекой экзотической страны и медицинский термин, обозначающий неприяиное заболевание…

По официальному сообщению, главные (и единственные) геополитические достижения, которые должен привести из ОАЭ и Катара Виктор Федорыч – это двусторонние договоренности о правовой помощи в гражданских и уголовных делах. Согласитесь, уважаемые читатели-собеседники, можно ли назвать эти аспекты супернасущными для Украины именно сейчас? Требующими официального президентского визита?

А с другой стороны – куда еще Януковичу ездить? Если хочется создать видимость международной деятельности, и, все-таки похоже, очень хочется хоть ненадолго смыться из отечества, в котором именно в эти дни решается, заработает ли подготовительная группа седьмой парламентской каденции, а, соответственно, и сам кое-как избранный парламент? Получается, что ездить более некуда.

Отношения со странами объединенной Европы заморожены окончательно. И без выборов – деяния режима, как то сворачивание демократических свобод, наличие политзаключенных и т.п., неоднократно подвергались все более недвусмысленной критике. В зависимости от того, прислушается ли янучарский Киев к замечаниям и рекомендациям ЕС, прямо говоря, «встанет ли на путь исправления» — Евросоюз ставил вопрос о подписании того самого, положительно беспрецедентного по объему, давно готового, Соглашения об ассоциации. Но вспомнимте – на определенном этапе к оценке перспектив отношений с Украиной прибавили фактор выборов. Причем, опять-таки говорилось совершенно прямо: прозрачные и демократические парламентские выборы будут рассматриваться в качестве чего-то вроде последнего экзамена, шанса продемонстрировать — Украина возвращается на цивилизованный путь. Или – не возвращается. Усугубляет негативное отношение к себе. Что ж, буквально через пару дней, в четверг, 29 ноября, миссия международных наблюдателей будет докладывать ПАСЕ о своих впечатлениях от нынешних украинских парламентских выборах. Что скажут – услышим, вперед забегать не стоит. Но судя по тому, что, будучи подкрепленным фактами, звучало в трех так называемых промежуточных докладах, можно с большой уверенностью предположить, что хорошего скажут мало. Следовательно, можно конститировать: в избирательном процессе нынешний Киев не сдал «экзамена» на демократичность и цивилизованность. И отношения объединенной Европы с нынешней старо-новой властью – «зависают». На неопределенный период.

Не стоит шапкозактидательски пожимать плечами – мол, а что нам тот ЕС, у них свои проблемы, да и вообще, нельзя позволить, чтобы «нам указывали извне». Знаете ли – можно. Потому, что проблемы стран – ЕСовских членов как-то поменьше, чем сегодняшние экономические проблемы Украины, и граждане там живут не в пример лучше. Это раз. На счет «указывали» — тоже извините-подвиньтесь. Не хочет режим получать замечания определенного сообщества – пусть прекращает риторику на тему «наш путь – в Евросоюз», и…становится на тупиковую дорогу полувымирающей с голода за железным занавесом той же Северной Кореи. Это два. А три – ну, вот хоть две цифры, вполне, так сказать, хлебные. ЕС был готов предложить Украине 610 миллионов евро кредитов на очень льготных условиях.

Плюс более 200 миллионов евро безвозвратной финансовой помощи для поддержки определенных бюджетных программ. Судя по тому, что отношения замораживаются все крепче, эти еврики над Киевом пролетают. Кажется, присутствует не только политическая составляющая, не только определенное «наказание антидемократов». А и составляющая сугубо экономическая: поддерживать доступными кредитами и «подарками» способ хозяйствования нынешнего режима, это бросать деньги в ненасытную «топку». Наверное, именно так думают на Западе. И, собственно, мы, граждане, со своей стороны тоже можем предположить: даже достанься стране сейчас кредит или помощь, средства вряд ли в полном объеме поддержат некие перспективные отрасли, что необходимо стране. Они – скорей всего, осядут в бездонных карманах, у обладателей коих есть конкретные имена и фамилии.

Получается определенный замкнутый круг. Денег, очень нужных Украине, (не только вышеупомянутого кредита и помощи, а и выгод в иных рамках возможного сотрудничества) не дадут. И потому, что, сотрудничать с антидемократическим режимом не собираются, и потому, что не считают способ хозяйствования нынешнего Киева приемлемым. А дадут (ну, к примеру, почему-то что-то все же дадут) – при нынешней власти мы, граждане, получим с этой «дачки», мягко выражаясь, гулькин нос. Зато появится информация, ну, как эта, последних дней: «Двое самых богатых олигарха Украины стали существенно богаче в результате решений, принятых на предпоследнем заседании Верховной Рады прежнего созыва». И так, и сяк – все упирается в режим. Старый или «старо-новый». А любой замкнутый круг следует разрывать. В нашем случае это означает: как можно быстрее лишать права принимать решения Верховную Раду шестого созыва. И – любой ценой не допустить, чтобы парламент созыва седьмого существовал в формате, вот именно «старо-новом», то есть некой помести рака с черепахой.

Ну, а что там у Киева на условном противоположном геополитическом направлении? Не стоит искать мягких выражений, потому что украинский сюжет с любимым детищем России – Таможенным союзом, можно и нужно назвать крупным дипломатическим, геополитическим скандалом. В рамках коего Украина выглядит отвратительно. То, что Хорошковский сказал одно, а Азаров – совершенно противоположное, это не повод для невинного «хи-хи», мол, что ж, очередной «прикольный» конфуз. А с другой стороны, кажется, что произошедшее не является и признаком серьезной наработки, призванной продемонстрировать что-то типа: есть ретроград «старик Азаров», и есть такой прогрессивный, законопослушный и проевропейский «младорегионал» Хорошковский.

Если бы речь шла о такой тактической разработке, подобное надлежит делать не столь скандально. Сюжет известен, но, право, он стоит того, чтобы взглянуть на его детали внимательно. Итак, Хорошковский заявил, что вступление Украины в Таможенный союз невозможно, потому что это нарушение отечественных законов. Кстати, чистая правда, речь идет о нарушении законов «Об основах внешней и внутренней политики»; «Об основах национальной безопасности». И даже положения Конституции, где не позволено делегировать часть национальных полномочий надгосударственным органам, а такие в Таможенном союзе

созданы. В России Хорошковского услышали. Посол РФ Михаил Зурабов так и сказал: «обратили внимание на эти слова». И вот (о таком «пожарном» визите иначе не скажешь) Азарова безотлагательно вызывают «на ковер» в Москву. Хотя постойте, «непонятка» с отношением официального Киева к ТС началась раньше, до заявления Хорошковского. Украинский посол Владимир Ельченко 13 ноября на встрече с московскими студентами поведал, что «мы не говорим Таможенному союзу ни да, ни нет». И если некие «положительные тенденции» будут усиливаться, то «скорее – да». Украинский департамент информационной политики МИД был вынужден срочно выступить с официальным «переводом» заявления посла. Да как! Хоть стой, хоть падай. «Мы просим не создавать ненужную интригу вокруг этого заявления»; «Владимир Ельченко является опытным дипломатом, не привыкшим давать простые однозначные ответы на сложные вопросы».

Ну, а после всего этого да спича Хорошковского – Дмитрий Мадведев примчавшегося Азарова в первых же приветственных словах спросил в лоб: «Для меня очень важно понимать, куда именно направлены сегодня взгляды украинского общества, истеблишмента, руководства Украины». И Азаров ответил воистину блестяще, мол, мнение одного члена правительства не является мнением всего Кабмина.

Вот все это и есть – не определенная разыгранная геополитическая партия, а позор. В каждой демократической (или делающей вид таковой) стране есть политики, политические силы, парламентские фракции, имеющие разное, иногда – прямо противоположное мнение по поводу того либо иного вопроса. Естественно, они вправе свою позицию озвучивать. Но здесь скандалом стало сочетание должностей и институций. Потому что посол – это не депутат и не руководитель какой-то «инакомыслящей» политсилы. Его должность предполагает единственную обязанность: доносить информацию, которую «вручили» ему в стране, исключительно – от имени страны. И когда МИД вынужден толковать, что именно «опытный дипломат» именно в силу профессионализма и опытности как раз не может давать «простые ответы», то это скандал. А правительство – это серьезная институция исполнительной власти. Наверное, на его закрытых заседаниях могут и должны быть столкновения различных мнений. Но когда для внешнего употребления (значит, от имени правительства, то есть страны) первый вице-премьер делает серьезное заявление, которое премьер дезавуирует, предлагая считать частным – это значит, правительства в качестве институции, способной дать ответ на вопрос «куда именно направлены взгляды руководства Украины» — не существует. И это беда.

Если все же вернуться к предположению, что все произошедшее не случайно сложившийся букет глупости, а попытка поторговаться с Москвой, заодно продемонстрировав другой стороне, что именно старый-новый режим способен из своих рядов выдвинуть «проевропейцев» — то ничего не вышло. Окромя стыдобищи.

Да, Кремль не оставил своих попыток втянуть Украину в Таможенный союз. Кстати, многие международные эксперты утверждают, что ТС для Путина – не столько реальный экономический проект, сколько деталь неоимперских планов и претензий занять место среди мировых центров притяжения. Ходят, кстати слухи и о том, что с экономической точки зрения и Беларуси, и Казахстану в ТС настолько кисленько, что в этих странах начинают поговаривать о денонсации договоров. Так это или просто сплетня, но вот хотя бы самый свежий пример: Россия ограничила поставки нефти в Беларусь, на чем Минск потерял около трех миллиардов долларов. Не говоря уж о перманентных витках мясо-молочных «войн», которые Украина имеет безо всякого вступления в ТС, а Беларусь – при наличии вступления.

Но мы с вами – сейчас не о том. Не о нормально, экономически просчитанных выгодах-невыгодах того либо иного пути Украины. А о том, что путь, как таковой, неочерчен вообще. И перспектива (если он заработает вообще) нового парламента, в виде некой «Вороньей слободки», где бродят «безхозные» группы мажоритарщиков, и никак не вырисовывается внятное большинство – уж никак не укрепляет надежду, что конкретный и выгодный для страны геополитический путь будет очерчен в ближайшее время.

Некоторые политологи говорят: отношения Украины как с Брюсселем, так и с Москвой обречены находиться в никаком, подвешенном, состоянии «до президентских выборов 2015-го». Да люди добрые, мало того, что до этого гипотетического события никаких ресурсов не хватит, дело еще и в том, что страна не может постоянно жить только выборами! Для того и избирается та или иная институция власти, чтобы воплощать в жизнь какие-то свои наработки, а не сосредотачиваться на следующий день после завершившейся парламентской – на «стартовавшей» президентской кампании.

Парламент седьмого созыва, своим составом пошатнувший единовластие режима, нужно сегодня доводить до ума. Как по мне – так ближайшим роспуском, и выборами этой каденции прозрачно и справедливо. Доводить его до ума нужно по целому ряду общеизвестных причин. Но, как видите, ко всему прочему прибавляется геополитическое положение Украины.

Не знаю, что скажут профессиональные медики, лечится ли катар оперативным вмешательством. Но если оставить каламбуры, ясно всем: жить с «хроническим катаром» плохо и опасно.