Без контрибуций!

Если поверить в положительное разрешение проблемы продолжающейся агрессии на нашей территории, то есть в то, что российские войска «возьмут шинель, пойдут домой» — открытым останется вопрос: на каких условиях? Контрибуция, как известно, это плата побежденного победителю. Но ведь есть условные полупобеды и полупоражения. И – не только в смысле военных операций. Какой может быть политическая контрибуция, наложенная агрессором на Украину? Кажется – ни о каких деталях чего-то подобного вообще нельзя вести речь.
01
Эта тема – не забегание вперед. Да, Крым на сегодня остается оккупированным. И российские вооруженные силы продолжают нависать над всей государственной границей с Украиной. Но присутствуют факторы, являющиеся сдерживающими для путинской идеи-фикс натурального, и как можно более полного завоевания «этой Хохляндии».

Крайне негативная реакция всего мира. Которая, как заявляют западные медиа, все же обретает жесткую конкретику. Готовность воплотить три ощутимых пункта: блокирование зарубежных счетов политического руководства и олигархов РФ, запрет им и членам семей въезда на территорию десятков стран цивилизованного мира; блокирование недвижимости российских инвесторов на Западе; торговый бойкот России, в частности, рынка нефти и газа, что приведет к банкротству экономики страны.

Сдерживающий аргумент – развернутые в Черном море маневры военно-морских сил США, Болгарии, Румынии, причем, эксперты говорят, что благодаря этому факту военно-морской баланс там сейчас не в пользу ЧФ РФ. Самолеты НАТО, начавшие с территории Польши и Румынии патрулирование украинских границ.

Льдом на кремлевскую голову можно назвать и публикуемые аналитические выкладки многих российских экспертов, которые свидетельствуют: какие экономические и политические ущербы уже несет страна в результате агрессивных действий, и какие понесет, аннексировав Крым и продолжая наступление на сопредельное суверенное государство. Здесь – дело даже не в подтвержденных аргументами и цифрами мнениях специалистов (кажется, что Путин, ввязавшийся в суперавантюру – ничьих мнений не слышит). А в том, что в свете осознания другими нарисовавшихся для России потерь, он может не ушами, так шкурой – ощутить давление внутри страны, от непоследних, скажем так, людей.

Ну, и конечно – сдерживающим фактором есть то, что ни военная, ни цивильная Украина не бросилась с цветами к «собирателю земель», и что все основные политические силы нашей страны проявили внятное неприятие агрессии.

Чаши весов нынешнего положения – они пока что даже не в шатком равновесии . Они – нервно колеблются изо дня в день. Тем не менее, есть основания надеяться, что прямая военная агрессия будет прекращена.

Но и украинские, и всемирные обсуждения этой темы упираются в одно: необходимость переговоров.

И тут – Москва демонстрирует нечто архиабсурдное. Она отказывается вести переговоры с участием непосредственно заангажированной в конфликт стороны: Украины.

Аргумент не выдерживает критики: власти РФ не признают наличествующую в Украине власть легитимной.

Давайте сейчас отрешимся от всегда популярного в жанре «а поболтать?» — хороша или нехороша в персоналиях наличествующая власть. Тем более что она переходная. И, если у страны будет (а он будет, если страна не погибнет в результате внешней агрессии) мирный демократический шанс провести неотложные выборы всех уровней власти – граждане смогут и обсуждать любые персоналии, и давать им оценку, реализуя свое право на выбор.

Сейчас же, поскольку общество находится под массированной и лживой информационной атакой извне, приходится каждому из нас, себе и другим – повторять очевидное. Рассматривая его в соответствии с реальностью.

Внутренний общественно-политический кризис в Украине, противостояние не между определенными политическими силами, а и вправду – между обществом и узкой диктатурой, мог разрешиться по-другому.

Тем, что массы протестующих, подкрепленные перешедшими на сторону народа силами какого-нибудь отечественного «полковника де Голля», ворвались бы в Межигорье, на Банковую. И (или) силой разогнали бы парламент.

В принципе, так бывает. И, когда власть становится другой именно таким путем (даже если такой путь выстрадан и оправдан обстоятельствами), может возникнуть некоторая внешняя пауза для внимательного рассмотрения новорожденных органов власти, их, совершенно никем неизбранных, персоналий, полномочий этих органов, их деклараций что касается какого-то нового отношения к международным договоренностям.

Хорошо ли, плохо ли – но в Украине ничего подобного не произошло. Более того, и политические оппозиционные силы, и высокие зарубежные чиновники – вели переговоры с «легитимно избранным президентом Януковичем» до последнего. Продолжая их даже тогда, когда на улицах столицы лежали тела граждан, убитых по приказу режима.

Мне (и, думается, многим) не нравились и не нравятся кислые, задокументированные результаты этих последних переговоров. Позволявшие Януковичу в прежних рамках править, буквально, на крови – то ли до декабря, то ли вообще, как говориться, до морковкиных заговин.

Но как бы там ни было – соглашение нарушили не в отношении Януковича. Соглашение нарушил он. Сбежав, как последняя каналья. Растворившись в безвестном молчании.

Заметьте, и настоящего правительства к тому моменту уже не было. И.о., многие из которых, кстати, тоже сбежали. А отставку азаровского Кабмина принял как раз Янукович.

Кто наблюдал за процессом зависания Украины на краешке падения в хаос безвластия – помнит, как легитимно избранная Верховная Рада собиралась на свои первые заседания «безвременья». Как разыскивали и вызывали на рабочие места неизвестно кем и для чего распущенный аппарат: без технических работников было ни включить систему голосования, ни микрофоны.

А потом – дело пошло во вполне законных рамках. И, опять-таки, заметьте, ни одна из фракций, включая партию власти Януковича, не отказалась от работы в парламенте, и не заявила, что его «узурпировали».

Все остальное – рождение новых депутатских групп, ситуативного нового парламентского большинства, это настолько внутреннее дело не прекращающего работу «старого» высшего законодательного органа страны, что тут никому извне и говорить не о чем. Избрание нового спикера (с участием голосов всех фракций), поскольку прежний по собственному желанию сложил полномочия. Утверждение состава правительства, потому что кто-то должен хотя бы временно исполнять обязанности, на сегодня воистину самоубийственных должностях. Временное возложение исполнения обязанностей главы государства (потому что «легитимно избранный» — не только преступник, об этом пусть говорит суд, а по собственной воле находится вне страны) на председателя ВР – это в соответствии с законом. И – ни одного решения об изменении каких-либо международных обязательств Украины.

Представим себе, что обстоятельства сложились противоположным образом. Для чистоты «эксперимента» выведем за скобки возможное развитие в таком случае фактора воздействия массового народного протеста.

А просто – Янукович находится на рабочем месте главы государства. Фракция Партии регионов не только не переживает существенного исхода из своих рядов, а усиливается. Парламентские силы, декларирующие демократические преобразования и европейский вектор развития – ослабевают и количественно, и качественно. И в таких условиях не принимаются решения, направленные на демократизацию. А что касается геополитики – утверждаются документы, призванные максимально сблизить Украину с Москвой.

Это – не привело бы в восторг ни страны ЕС, ни США. Замолкли бы речи о каких-либо экономических преференциях для янучарского государства; и трудно сказать, в соответствии с каким алфавитом, чтобы ото всех подальше – сажали Януковича на обязательных международных встречах.

Но, коль скоро государство, существующей властью, принимает такие решения – со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в цивилизованном мире никто бы не сказал «власть Украины нелегитимна, и мы не говорим с ней даже в экстремальных обстоятельствах».

А путинской России – просто не нравится украинская власть. И поэтому она для нее одной — «нелегитимна». Но ведь в этих вопросах понятия «не нравится» просто не может приниматься во внимание! Когда в новогоднюю ночь Ельцин неожиданно заявил, что «устал, и вот преемник, Путин», не исключено, что кому-то извне это не понравилось. Еще круче, когда в 1993-м в Москве стреляли по парламенту, и таким образом «делали новый» — это, надо понимать, опять-таки извне, не нравилось многим. Но… «В каждой избушке – свои погремушки». Российская власть, любимая-нелюбимая, оставалась легитимной.

Если прямая военная агрессия пойдет на спад, и дело все же дойдет до переговоров с украинской властью, вот тут-то и может начать реализовываться требование Москвой от Киева политической контрибуции.

Уже сейчас можно уловить темы. Путину «понравится», если в Верховной Раде будет сформировано другое большинство, где роль дирижера вернется к ПР. И – перенести президентские выборы, на декабрь.

Когда любые хотелки подкрепляются танками у границы и вооруженными подразделениями уже на территории – то на хотелки можно и оглянуться? Но как представить себе, даже технически, их исполнение? Силком вернуть в Партию регионов тех, кто из нее вышел. Назначить спикера из ее состава и обязать его проталкивать угодные Кремлю решения. Отложив выборы – завезти Януковича «исполнять обязанности», да перед этим слизать все пылинки в Межигорье, там, без хозяина, давно не убирали.

При всем этом – громко заявить стране, что делается такое по прямым указаниям извне, «лишь бы не было войны»…

Каких контрибуций могут еще потребовать? Не рассматривать в соответствии с законом деяния Константинова, Аксенова, и других, покусившихся на государственную измену, а, наоборот, дать им по большой конфете. Ведь можно услышать и голоса, что именно таким образом «лучше не раскачивать лодку».

Намалевать для Крыма автономию сверх автономии, с собственной конституцией, президентом, и беззаконием по отношению к законам, действующим на всей территории страны? А почему тогда – не для Донецкой области, где живет свыше пяти миллионов граждан, не для Сумщины, где свыше миллиона, не для любой другой административно-территориальной единицы Украины? Тем паче, что этого-то как раз нельзя делать ни для кого.

В нынешней ситуации – хорошо бы, чтоб дошло до переговоров. Но если политики, из любой политсилы, будут вести переговоры, отдавая Кремлю немыслимые контрибуции – пусть лучше сразу вывешивают над главными административными зданиями, нет, даже не российский триколор, а белую тряпицу сдавшихся. И, протирая брюки до кожи на коленях, ползут к Кремлю вымаливать «ярлык на урезанное княжение».

Точнее – лучше пусть «вывешиваются» сами. Потому что Украина не даст мандата согласия на контрибуцию.