Бюджет коррупционного проедания

Скорость, согласно народной мудрости, очень нужна при ловле блох, в других же случаях она может привести к весьма печальным последствиям. Проект Бюджета-2010 готовился поистине с феноменальной скоростью. Новый Кабмин умудрился за один месяц сделать то, что обычно готовится как минимум полгода. Принимался же Бюджет еще более оперативно — всего за четыре дня. Если учесть, что подан он был в пятницу, а принят во вторник, то скорость работы депутатов по ознакомлению с главным финансовым документом страны на год поражает воображение. Ну, а проголосован он был вообще за рекордные секунды. Однако подобная торопливость привела к поистине печальным последствиям: Бюджет вышел сложным, мало выполнимым и ничуть не похожим на то, что мы слышали в предвыборных обещаниях новоизбранного Президента Украины.

Как сделать деньги из воздуха

Доходы Бюджета 2010 в значительной мере состоят из внутренних и внешних заимствований. Новый Кабмин решил увеличить государственный долг более, чем на 100 млрд грн. Но и этого ему показалось мало. Закон о Бюджете позволяет Правительству в случае, если текущих доходов не хватает на покрытие дефицита бюджета, брать новые кредиты, выпускать облигации внутреннего займа или использовать НБУ в качестве печатного станка.

Еще 100 млрд грн предполагается потратить, используя в качестве источника средств, совершенно непрогнозируемые доходы: кредиты коммерческих банков в размере 60 млрд грн, которые те, непонятно с какой радости, Предоставят правительству, а также 40 млрд грн иностранных инвестиций, которые тоже откуда-то должны взяться. Не малейшего обоснования, почему банки и иностранные инвесторы должны поделиться с Украиной такой немаленькой суммой отсутствуют.

Реформ не будет

В Бюджете-2010 не заложено не копейки средств на проведение каких-либо реформ: ни здравоохранения, ни образования, ни налоговую. А уж о пенсионной придется забыть очень надолго. Дефицит бюджет Пенсионного фонда составит почти 30 млрд грн. А суммарное финансирование Пенсионного фонда из госбюджета планируется на уровне порядка 68 млрд грн.

Налоги «на богатство», о которых так часто вспоминали в своей программе, представители Партии Регионов, в итоговый документ не вошли вообще. Никаких налогов на роскошь, коттеджи, супердорогие автомобили в Бюджете не предусмотрены. Зато вводятся дополнительные акцизы на бензин, увеличиваются существующие акцизы на алкоголь и табак, также существенно вырос сбор с операторов мобильной связи. Если кто-то думает, что в результате дороги в Украине станут прямее, водкой будет невозможно отравиться, а качество мобильной связи вырастет, ошибаются.

Бедных станет больше

Обещанное увеличение социальных стандартов вылилось лишь в увеличение прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Возрастут они на 18,7 %. Но вот незадача — планируемый уровень инфляции составляет 13,1 %, а значит, реальное повышение минимальных соцстандартов будет всего на уровне 5 %. Рост средней зарплаты при этом планируется всего на 5 %, а, учитывая инфляцию, это означает, что она уменьшится на 8 %.

Но и это еще не все: вопреки всем существующим законам и Конституции, Кабмин оставил за собой право регулировать абсолютно все социальные выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, своими нормативными актами. А значит, закон о Бюджете никаких гарантий, кроме минимальной зарплаты, малообеспеченным не дает.

На оружие армия будет зарабатывать сама

Финансирование Министерства обороны более, чем на 30 % планируется за счет средств, которые армия должна заработать сама. Уж не знаю, какими мыслями руководствовались создатели Бюджета, но очевидно в отсутствии военной доктрины они решили, что неплохо бы из армии сделать еще одну бизнес-структуру. Почему бы и нет? Ведь остались еще от советских времен какие-то запасы оружия, земля, здания военных городков — все это можно продать! Так почему бы этого не сделать?

Но самой «веселой» статьей в Бюджете вооруженных сил является финансирование закупок новых вооружений. На эти цели гарантировано предполагается выделить аж… 7 млн грн. Этой суммы не хватит даже на один новый современный танк. Но вполне достаточно, чтобы купить министру новый «Майбах». Для сравнения в Бюджете предыдущего года по этой статье было предусмотрено средств в 18 раз больше.

На развитие вооруженных сил запланирована сумма в целых 107 млн грн. Это, между прочим, на 30 млн меньше, чем предусмотрено на стационарное больничное обслуживание депутатов. Может, лучше армию формировать из народных слуг? Раздать каждому по винтовке — пусть защищают Родину. В случае ранений медицинское обслуживание по высшему разряду им уже обеспечено.

Зарплаты чиновников уменьшаются, а расходы на их содержание растут

По сравнению с прошлым годом расходы на содержание Верховной Рады увеличились почти на 100 млн грн. Государственное управление делами приросло на 28 % (или на 233,57 млн грн). Расходы на Президента выросли на 17% (на 34, 06 млн грн). А вот Кабинет министров себя обделил — на его содержание выделяется всего на 81,3 млн грн больше, чем в прошлом году (прирост 11 %). Как объяснить эту загадку, если численность чиновников — казалось бы — уменьшается, зарплату Президент сократил себе вдвое, откуда же берется рост общих расходов? Чудеса!

Налоги заплатят все. Даже те, у кого доходов нет совсем

Кабинет министров запланировал рост ВВП на уровне 3,7 %. А увеличение налоговых поступлений на 36 %. Какое чудо может позволить собрать в 10 раз больше налогов, чем позволяет рост экономики, сказать сложно. Но уже сейчас понятно, что доходная часть Бюджета выполнена не будет в принципе. Если кто-то по наивности рассчитывает на «теневой сектор», то в 90 % теневого сектора верится с трудом.

Напомним, что бюджет Государственной налоговой администрации планируется на уровне почти 5 млрд грн. Это на миллиард больше, чем бюджет прокуратуры и судебной системы Украины вместе взятых. А если соотнести расходы на налоговую к собираемым средствам, то окажется, что на администрирование налогов в Украине уходит 2 % от суммы поступлений в бюджет. Это как минимум вдвое выше среднемирового показателя. Очевидно, Украина — очень богатая страна, которая себе может позволить содержать такое количество бесполезных по сути чиновников.

Кабмин — бизнесу: вы нам все простите!

О возмещении НДС предприниматели могут забыть. Совсем. Потому что в Бюджете на возврат НДС средств не предусмотрено: ни на 2010 год, ни на возврат долгов предыдущих периодов. А что же там есть? В Бюджете предусмотрено 24,9 млрд грн, которые будут возвращаться предпринимателям в виде… государственных ценных бумаг. Каким образом предприятия смогут обменять эти бумаги на деньги или хотя бы заплатить ими налоги (оборотных средств-то нет!) неизвестно. Зато известно другое: возмещать НДС Кабмин будет исключительно по своей воле. Потому как порядок возмещения определятся нормативно-правовыми актами Кабмина.

Нефть и газ по спецценам — только для «своих»!

Бюджет предусматривает продажу украинскими производителями нефти и газа с аукциона. При этом цену будет определять не рынок, и не сами предприятия, а… государственная таможенная служба. И это не единственный парадокс в определении цены. На непроданные с аукционов нефть и газ цену для каждого производителя и потребителя отдельно будет устанавливать Национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЕ). Возникает резонный вопрос: для чего договаривались с Россией о скидке на газ? Чтобы иметь возможность в ручном режиме определять его цену для «своих»?

Но и это еще не все. НАГ «Нафтогаз» получит из госбюджета 3,4 млрд грн на частичную компенсацию разницы в ценах закупки импортного газа и продажи его населению. Казалось бы, все нормально. Но один маленький нюанс — цена на газ для Украины определена в $ 236 за 1000 куб. м, что выше прошлогодней цены всего на $ 1. Но в Бюджете-2009 на полную компенсацию затрат НАГ «Нафтогаз» было выделено почти 1,7 млрд грн. Почему сумма уже частичной — а не полной — компенсации выросла вдвое? Граждане Украины будут жечь газа вдвое больше? Выглядит неубедительно.

Национальный банк стал департаментом Минфина

Бюджет 2010 предусматривает. Что НБУ передает в Кабмину как минимум 10 млрд грн, полученных в результате превышения бюджетных доходов НБУ над его бюджетными расходами. Максимум же — нигде не оговорен. Мало того, поскольку Правительство получает право бесконтрольно увеличивать объем заимствований в случае нехватки средств для покрытия бюджетного дефицита, а НБУ обязан выкупать долговые обязательства Минфина, то Нацбанк по сути становиться еще одним департаментом Министерства финансов.

Стабилизационный фонд — кормушка для олигархов

Теоретически, приоритетные направления расходования средств этого фонда, как и основные статьи наполнения его, определены соответствующим законом. Однако, Бюджет-2010 предусматривает использование средств стабилизационного фонда на усмотрение Кабмина. А наполняться он будет за счет доходов НБУ, внутренних займов и средств, полученных от приватизации. Значительная часть полученных денег уйдет на… Евро-2012. Но как уйдет! По известной еще с 90-х годов схеме: когда частные фирмы берут кредиты, а отвечает по этим кредитам Кабмин, поскольку новая редакция Бюджета не требует от юридических лиц, подвязавшихся что-либо строить, никаких гарантий относительно того, что они смогут хотя бы частично выполнить свои кредитные обязательства.

Парламент больше не нужен, Конституцию можно выбросить.

Шедевром законодательной мысли Кабмина стали Переходные Положения Бюджета. После вступления которых в силу, Парламент можно распускать, а финансирование предусмотренное на него — передать нуждающемуся в дополнительном усиленном питании Правительству. Конституцию же вообще можно выбросить куда подальше. В чем же дело? А в том, что ими предусмотрено следующее: нормы действующих законодательных актов применяются только в том случае, если они не противоречат решениям Кабинета Министров Украины. Приехали. Отныне Постановления Кабмина будут регулировать все. Конституция и законы — перестают действовать, если их нормы противоречат правительственным актам. Исполнительная и законодательная власти «слились в экстазе». Кабмин теперь исполняет роль и Правительства и Парламента.

В итоге можно констатировать, что Бюджет-2010 — это бюджет ручного управления, увеличения госдолга, невыполненных обязательств, отсутствия реформ, создания базы для коррупции и проедания кредитных денег. Вот к чему приводит излишняя поспешность. Хотя некоторые могут сделать вывод, что на самом деле все так и задумывалось. А скорость подготовки и принятия Бюджета была лишь отвлекающим маневром. Кто прав — покажет время.

Антон Овсеенко

zp8497586rq