Гидру рубят – головы летят

Под громогласное чавканье, урчание и причмокивание к стране неожиданно подкрался второй этап самой ядреной, загадочной и непредсказуемой «реформы» Виктора Януковича.
ригі

«Чем больше из нее берешь, тем больше она становится»
(Загадка)

«Обком» всегда, даже в самые безрадостные и невеселые минуты своего существования, оставался безгранично далек от того, чтобы заподозрить Виктора Федоровича в способности замутить в своих мозгах хоть малейшую, хотя бы полутораходовую стратегию управления вверенным ему государством. Посему во всех судьбоносных решениях украинского президента волей-неволей мы всегда искали один их трех возможных мотивов: «подмахнул не глядя», «учуял, где плохо лежит» либо «пацаны попросили». Именно поэтому к такому загадочному явлению как «админреформа», затеянному Януковичем 9 декабря 2010 года, мы всегда относились с опаской. Оно просто не вписывалось в привычную схему, на первый взгляд не подходя ни под один из вариантов, и оставляло нас в недоумении. Как? Какой интерес Януковичу и пацанам в том, чтобы сократить количество центральных органов власти со 112 до 63, а количество их сотрудников – не менее чем на 30%? Разве может бюрократ с многолетним стажем без личной заинтересованности резать по живому бюрократические органы?! «Не может!» – чувствовали мы, но доказать не могли. Однако же все тайное рано или поздно Янукович где-то сдуру брякнет или официально обнародует, потеряв всякий стыд и осторожность, и на третьем году административной реформы ее суть наконец-то стала ясна как на ладони.

Откровение снизошло на нас с двумя прелестными новостями от первых лиц государства (да-да, «Обком» продолжает считать Николая Яновича Азарова вторым по значению государственным чиновником, несмотря на все, мягко говоря, весомые доказательства обратного). Сначала Кабинет министров Украины в рамках очередного сокращения бюрократического аппарата (в данном случае – слияния налоговой и таможенной службы в Министерство доходов и сборов) установил предельную численность работников аппарата новосозданного министерства на уровне 2 440 человек, а затем и сам Виктор Федорович в рамках какой-то странной перестановки кроватей в собственной Администрации решил установить ее граничный штат в количестве 549 голов. В результате двух таких акцентированных ударов по бюрократической махине махина вздохнула, поднатужилась и… возросла – на 25 халдеев Януковича и сразу на 653 сборщика податей! «Обком» не поверил и пересчитал еще раз: неумолимые цифры опять показали, что от практичной и экономной админреформы бюрократический аппарат разжирел почти на семь сотен ртов!

Поскольку к неограниченным потребностям Виктора Федоровича общество привыкло еще со времен появления первых легенд о Золотом Унитазе, то весть о 25 лишних лакеях вряд ли кого-то взбудоражила. Однако ни в одной обычной голове не может уложиться логика сборщицких цифр: вот почему все же при объединении двух структур с предельной численностью и 1 460 и 327 человек государству необходимо нанимать еще 653 человека? Какова функция этих сотрудников? Обеспечивать взаимодействие между конторами, которые прекрасно себя чувствовали и без этого взаимодействия, не требуя при этом никаких дополнительных расходов? Или надзирать за слишком разросшейся монопольной мегакорпорацией?

Особенно пугающе цифры «второго этапа админреформы» выглядят на фоне тех, с которых начинался этап первый. Приведенные выше числа в 1 460 сотрудников для Госналоговой службы и 327 для таможни были установлены постановлением Кабмина Азарова №937 от 7 сентября 2011 года в ответ на радикальные реформаторские требования Януковича. До этого дня действовала норма в 1826 и 451 кадра соответственно! Конечно, даже вместе эта компания (2277) не дотягивает до свежих разросшихся аппетитов отечественной бюрократии, но факт остается фактом: с точки зрения штата административная реформа имеет форму зигзага и заставляет усомниться в адекватности или хотя бы последовательности мышления ее авторов. Если, конечно, не взять в руки калькулятор…

Министерство иностранных дел: с 834 – до 667, Министерство финансов: с 1521 до 738, Фонд госимущества: с 780 – до 544… При беглом сравнении предельной численности аппарата центральных органов госвласти до и после постановления № 937 никому и в голову не придет взять и просто сложить цифры в колонках – ну разница же очевидна, что здесь еще считать?! Однако смельчаков ждет потрясающее открытие: оказывается, если до радикального сокращения штатов предельная сумма работников аппарата составляла 19 223 человека, то после сокращения – 21 173 в первоначальной редакции и 22 449 в нынешней! То есть гераклушка наш Виктор Федорович бюрократической гидре головы рубит-рубит, а они от этого пуще прежнего вырастают!

Откуда в процессе сократительного админреформирования нарисовалось столько новых голов? Здесь необходимо для начала четко определить, что же, собственно, представляет собой админреформа Януковича. Итак, на основе анализа десятков и даже сотен указов Виктора Федоровича можно вывести следующие ее основные разновидности:

Передача полномочий от одного органа другому без переименования, изменения статуса и раздувания штата – действие, которое в идеале должно было бы составлять костяк настоящей, реальной административной реформы. Как ни удивительно, в рамках админаферы Януковича практически не встречается, что уже наводит на определенные размышления.

Слияние и поглощение – пожалуй, самый яркий и запоминающийся вид реформы, который наиболее демонстративно подчеркивает ее цель – расчистку бюрократических джунглей. Однако на деле даже упоминавшееся объединение целых структур, ГНИ с Таможней, оказалось сплошным надувательством и раздувательством, а прочие проекты из этой группы, вроде Министерства инфраструктуры, тоже не особо сокращали аппарат, просто передавая новому органу (читай – переименованному министерству) в подчинение уже существующие департаменты других структур. Особо трогательно каждый раз выглядят названия новообразованных трестов. Если «Министерство инфраструктуры» или «Министерство доходов и сборов» своей абстрактной простотой чем-то напоминают оруэлловские «Минправды» или «Министерство изобилия», то попытка сложить в одно названия объединяемых органов приводит к совсем уже фантасмагорическим результатам. Объединение Государственной службы связи и Государственной администрации связи дало на выходе Администрацию Государственной службы специальной связи и защиты информации. Никакой «Государственной службы специальной связи…» в стране не существует, а вот администрация ее –

есть!

Тупое переименование органа без изменения статуса и штата – самая загадочная, бессмысленная, но в то же время и самая безобидная разновидность. Прекрасный пример из уже осуществленных – указ Януковича Про Міністерство регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України.

Как легко убедиться из текста указа, никакой смысловой нагрузки либо подтекста переименование вообще не несет: новых полномочий у министерства не появляется, расширение сферы деятельности тоже не отмечено – просто Виктору Федоровичу любимое слово «региональный» некуда впихнуть было. Несколько десятков указов Януковича посвящены переименованию органов власти с «государственных» в «национальные» – и наоборот. По большому счету, от смены переименования «комитетов» в «инспекции» либо «администраций» в «комиссии» их статус тоже мало меняется, так что эти еще более многочисленные проявления «реформы» также можно отнести к данной категории. Хотя, конечно, до переименования милиции в полицию, которым 15 лет бредили сначала реформаторы-«евроинтеграторы», а после российского примера – и москвофилы из ПР, этим «реформам» далеко… «Обком» хоть уже и давно привык к тому, что переименование является самым безотказным методом симуляции радикальных перемен во власти, но все же до сих пор удивляется, какие горы документационной макулатуры не жалко переворошить «реформаторам» ради нулевого административного эффекта – раз уж сам Янукович годами штампует указы, продолжающие переименовать в подзаконных актах Секретариат президента в Администрацию. Очень показателен в этом смысле замечательный, хоть и не имеющий отношения к теме статьи, указ Виктора Федоровича №396 от 2012 года – насколько же важна и весома в национальном крючкотворстве каждая буковка, если за 10 месяцев вся государственная машина не смогла без отдельного указа Президента исправить обычную опечатку в фамилии.

Как ни удивительно, но в рамках сокращения госаппарата расцвела пышным цветом и такая неожиданная разновидность, как создание лишнего бюрократического органа, отбирающего часть функций у существующих структур. При всем своем несоответствии заявленным целям, указы вроде Про Положення про Державне агентство України з управління державними корпоративними правами та майном выходили в тех же пачках, что и остальные «реформаторские».

Ну и заключительная разновидность реформы имени Януковича, в которой, как видится «Обкому», и следует искать истоки глобального штатного несоответствия, – ликвидация органа власти и создание его же в статусе центрального органа власти. Указы о подобном реформировании Виктор Федорович успешно штампует и по сей день – не далее как на прошлой неделе мы удивлялись, что Янукович создал Государственную службу занятости и назначил ее правопреемником… Государственной службы занятости. Если кратко, то суть подобных телодвижений в том, чтобы вывести правительственный орган из подчинения министерства и переподчинить напрямую Януковичу. В декабре 2010 года эта разновидность реформы была чуть ли не основной, что дало повод экспертам поймать пресс-службу Виктора Федоровича на дилетантской брехне (речь о том самом сокращении количества центральных органов власти с якобы 112 до 63; на самом деле пресс-служба просто зачем-то записала в центральные органы и правительственные структуры, тогда как собственно количество центральных органов благодаря «реформе» Януковича возросло с около 45 до 66). Тогда в массовом выведении властных структур критики видели только стремление Януковича к централизации и единоличному управлению. Сейчас же можно с уверенностью говорить и о том, что именно благодаря выведению двух-трех органов из состава министерства у бюрократического аппарата появилась возможность формально урезать штат, на деле его нисколько не сократив, а то и увеличив! Именно за счет новых центральных органов государственной власти в таблице предельной численности сотрудников аппарата и слагаемые поуменьшились, и сумма увеличилась!

В общем, с высоты всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что вере в неисправимое бюрократическое жлобство Януковича и впрямь никакая админреформа, никакое, хехе, «сокращение госаппарата» не угрожает. Содержание Виктора Федоровича ни на миллиметр не отклонилось от формы, а вся реформа изначально укладывалась в привычное стремление президента и его шайки выгрызть из госбюджета столько, на сколько зубов хватит, а не хватит – вставить новые и еще кусок урвать.

Вопрос только в том, считать ли откровенное, наглое, циничное пристраивание на народную шею очередного батальона ненасытных ртов вторым этапом админреформы или все же продолжением первого? Наверное, таки вторым. Хотя вся разница между этапами сводится к тому, что в 2010-2011 годах стайка «реформаторов» своей прожорливости хотя бы стеснялась.