Грибная осень и телеграфный столб

Завершилась первая пленарная неделя новой сессии Верховной Рады. Рассмотрено пять документов из так называемого «евроинтеграционного пакета», на подходе шестой. Знаете, почему стоит закавычить вышеупомянутое выражение, ставшее расхожим в последнее время? Потому, что рассмотренные документы – это не игральная фишка в отвлеченной от насущных нужд украинских граждан партии меж внешними силами. Чуть проклюнувшийся, но все же зримый сегодня процесс, стоит отнести к внутриукраинскому повороту сюжета. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Чего от этого процесса ожидать? И, кстати, могут ли расти грибы (съедобные) – под старым телеграфным столбом?
ригі

На минувшей неделе наш парламент был на себя не похож. В лучшем понимании этого определения. Точнее, похож, но на парламент доянучарский. О нем, том, где обменивались мнениями и принимали компромиссные решения, мы вынуждены были позабыть в течение трех последних лет. И вот, опять, неожиданно, увидели что-то, по действиям приближающееся к действиям реального высшего законодательного органа.

Чудеса? Их, чаще всего, не бывает. Значит – влияние изменившейся погоды? Что ж, коротко – о параллели с погодой синоптической. Дискомфортный, необусловленный сезоном циклон, измучивший Украину то затяжными, «мелкими, но до фига» дождями, то дикими ледяными порывами – похоже, завершается. Погодные эксперты обещают приемлемую температуру. И говорят, что такие условия благоприятствуют что состоянию озимых (будущему урожаю), что – щедрым грибным полянам.

Да, о телеграфном столбе. Этот образ, вольно или невольно, создал нардеп-регионал Владимир Макеенко. Он сказал журналистам: «такой теперь момент, так больно, так неудобно, но это же политика, и все же не может быть прямым, как телеграфный столб, и нужно понимать, что жизнь меняется».

В принципе, с неудобствами, вы подумайте, и вправду изменившейся жизни, парламентская фракция партии власти примирилась легко. По крайней мере, быстро.

И, кажется, не стоило раздувать интригу вокруг того, как, мол, разрешится «внутренний конфликт» в ПР, не стоило ожидать сюрпризов по результатам встречи Януковича с «его фракцией».

Потому что фракция – действительно, его. Не из-за того, что Янукович сильный партийный лидер. А потому, что ПР – структура, созданная и существующая исключительно под пребывание во власти. Это не хорошо и не плохо, это – факт, характерный для посттоталитарного общества, где идеологических партий на данном этапе – наищешься.

Нельзя сказать, что Партия регионов убежденчески несла на своих партийных знаменах лозунг: «Вперед (то есть назад) к Москве! Мы – за будущее Украины в неоимперии во главе с Кремлем!». Риторика о «братстве», регионалами, конечно, использовалась. В период выборов – с расчетом на условный «пророссийски ориентированный» электорат. Во время пребывания у руля – с целью выторговать у Москвы какие-либо преференции для режима.

И самое неприятное, что под эту риторику янучарский Киев взапуски подписывал всяческий «харьковские пакты».

Но… Погода диктует. Политтехнологи ошиблись в прикидке того, сколь велико количество избирателей, готовых простить власти что угодно, лишь бы она приближала страну к повторному вступлению в «союз нерушимый республик голодных». И, во-вторых, пример Беларуси, где сдавшего все возможное и невозможное Лукашенко – Путин не собирается кормить и поддерживать на халяву, это тоже весьма прозрачный намек что касается перспектив.

А можно ли сказать, что нынче, как бы проснувшись, наша наличествующая партия власти, начертала на своих знаменах: «Выбор европейских ценностей – это залог движения в правильном направлении»? Опять-таки, убежденчески начертала?

Скорей всего, нет. У формирования, подобного ПР, есть одна идеология, если это можно идеологией назвать. Остаться на плаву. А сегодня – не булькнуть в ближайшее время, возможно только при наличии не потопшей страны, а то ведь, впрямь, руководить будет нечем. Таким образом, начало какой-никакой, но модернизации (и сопутствующее этому ожидание европейской поддержки и инвестиций), это не выбор из двух возможных, а единственный, вынужденный выбор.

Так что, цели нынешней власти, и реальные цели общества – отныне совпадают, и янучары – наши друзья? Опять-таки, не следует говорить столь однозначно. На уровне персоналий, причем, «главных персоналий», именно цивилизованные изменения правил игры, будут неумолимо выбраковывать тех, кто неспособен соответствовать этим нетоталитарным, некоррупционным условиям.

Кстати, выбраковывать – не только из ПР, из любой ныне существующей политической силы.

Но это – разговор, так сказать, несколько забежал вперед.

Вернемся в события только что истекшей недели. Вот они, темы, до коих дошли руки украинского парламента. И, вспомнив о них, прикинемте, о чем на самом деле идет речь. О непонятных требованиях злокозненного Евросоюза, выполнение которых нужно именно Евросоюзу? Или – все же о вынесении на повестку дня не просто назревших, а перезревших внутри страны вопросов?

Законопроект №2399. О выполнении судебных решений. Каких именно? В частности, тех, по которым государство задолжало гражданам около 30 миллиардов гривен.

Выплаты за полученное на производстве увечье, потерю здоровья, потерю кормильца, компенсация убытков, в том числе, нанесенных так называемыми «трудовыми решениями». Причем, документ предполагает обратный ход – обязательными к выплате признаются и те долги власти, которые накопились до принятия закона. Ведь пылятся постановления судов, по которым эти деньги пострадавшим гражданам положены. А дальше – как в анекдоте про солдатскую столовую: «Мне положено… — Положено, так ешь! – Так НЕ ПОЛОЖЕНО же… — Неположено, так не ешь!»

Подобное состояние дел, когда средства присуждены на бумаге, но в карман человека не поступают, власть, естественно, хотела бы консервировать и в дальнейшем. Даже в предложенном парламенту проекте была сохранена лазейка возможности невыплаты, в заключительных положениях документа. Оппозиционным фракциям удалось, в ходе парламентской дискуссии, эту лазейку убрать.

Размер бюджетных ассигнований, предназначенных к выплатам по таким долгам государства гражданам, в соответствии с новым законом, должен закладываться в государственный годовой бюджет.

Кто-нибудь, конечно, скажет, что от такого решения денег в госбюджете автоматически не прибавится. А не будет средств – не будет и выплат, каким бы законом они не гарантировались. Так оно и есть. Но разве из этого следует, что закон не нужен? Думать так, это то же самое, что не утверждать правил дорожного движения, поскольку дороги находятся в плохом состоянии…

В окончательном чтении принят документ №1131. О гуманизации Уголовно-исправительного кодекса. Дело в том, что суть общеевропейских рамочных соглашений, касающихся условий содержания осужденных к лишению свободы, не направлена на отрыв заключенных от того, что принято называть социализацией. Цивилизованное общество ставит своей целью возвращение человека после отбывания наказания в общество. А значит – общество, особенно в лице близких осужденного, связей с «сидельцем» терять не должно, эти связи, они как маячок, на который может ориентироваться оступившийся.

В новом законе предполагается право на мобильные телефоны; цивильную одежду для некоторых категорий заключенных. Увеличены свидания, особенно, для тех, кто вступает в брак; право на свиданки получают в том числе, гражданские супруги. Женщины, родившие в заключении ребенка, не будут разлучены с ним и после достижения малышом трехлетнего возраста.

Да, во время обсуждения законопроекта звучали голоса: мало разрешить иметь в тумбочке мобилку, если не созданы условия для ее зарядки, и надсмотрщики пользоваться аппаратом не разрешат.

Да, нардеп Ирина Луценко, на своей семье испытавшая, что такое близкий за решеткой, и занимающаяся правозащитной деятельностью – показательно не голосовала за документ. Ее аргумент – предложенный «косметический ремонт» пенитенциарной системы нужно существенно углубить.

Но все же – сегодня сделано хоть полшага. Чтобы, основываясь на этих отвоеванных «сантиметрах», в неотложном завтра, украинские правозащитники, не только парламентские, занялись предметным приведением пенитенциарки в человеческий вид.

Проект № 2105а. О приведении товарной номенклатуры Таможенного тарифа Украины в соответствие с требованиями Всемирной организации торговли.

Этот документ горячо обсуждали в сессионном зале, причем, звучали аргументы, основанные не на политических декларациях, а на экономических реалиях.

Подобная «сверка часов» с ВТО, куда, как известно, входят не только страны Евросоюза, для Украины назрела давно. Вопрос – как провести ее разумно. Оппозиция выразила опасения по поводу присутствующих в проекте «лоббистских пунктов». Были и другие споры. От некоторых положений документа, вызывающих сомнения, Кабмин отказался уже. А впереди – второе чтение, и профильный комитет обещает учесть замечания, прозвучавшие в зале.

Постановление о назначении и проведении довыборов в пяти мажоритарных округах, где до сих пор «из-за массовых фальсификаций невозможно установить победителей», считалось одним из наиболее спорных. Власть всячески тормозила процесс.

И на этой пленарной неделе – вопрос согласовывался с трудом. ПР настаивала на сроках, максимально приближенных к новогодним праздникам. И на довыборах в семи округах, включая два, где депутаты лишены мандатов по решению суда, то есть, вопреки воле голосовавших граждан.

В результате неоднократных, и, надо понимать, напряженных переговоров представителей фракций, достигнут компромисс. Голосование назначено в пяти округах, и на 15 декабря.

Проект, касающийся реформы судопроизводства, в частности, усиления независимости судей, Верховная Рада направила для вынесения заключения – в Конституционный суд. Цену решениям наличествующего КС – мы знаем. Но факт есть факт. Проект, который внес Янукович (предполагалось передать право бессрочного «пожалования мантией» в единоличные «царские руки») – подвергнут ревизии.

К рассмотрению документа вернуться, имея ввиду и наличие альтернативного проекта от оппозиции. В этом проекте – речь не только о том, кому судей назначать, затронуты многие аспекты реформирования судебной системы. Есть о чем поговорить, и будет время поговорить, чтобы принять решение.

Не откнопили, как раньше бывало, президентскую хотелку, под легкий дирижерский взмах, без рассмотрения по сути.

Да, минувшая неделя продемонстрировала, в парламенте обсуждают пункты повестки дня. Здесь, как и положено при наличии представительства разных политических сил, одинаково избранных гражданами, вынуждены вспомнить о поиске точек соприкосновения. Спорить. Приходить к компромиссам. Предполагать развитие того либо иного решения во времени.

Конечно, дожилась Украина при янучарах – эти черты парламентаризма, азбучные черты – мы воспринимаем как некий прорыв… Но, знаете, лучше такие, и вправду смешные для цивилизованной страны достижения, чем безнадежная стагнация строительства уродливого недототалитаризма. А именно подобным строительством режим занимался с 2010-го.

Забывать об этом не следует при любой, чуть улучшившейся, политической погоде.

Широко понимаемая партия власти – не «перековалась» из альтруистических побуждений. Она вынуждена, со скрипом, медленно, чуть разворачиваться.

На что же сделать ударение, на оптимистическое «разворачиваться», либо тревожащее – «со скрипом и медленно»?

А знаете – поскольку это не сериал и не сказка, не стоит ставить во главу угла ни то, ни другое. И то, и другое, присутствует. Вопрос, какая тенденция будет усилена ближайшим течением времени.

В парламенте ищут компромиссы. Но компромиссы компромиссам – рознь. В напряженном течении первой пленарной недели новой сессии депутат из УДАРа Валерий Карпунцов сказал журналистам, что партия власти «буквально шантажирует. Мы их просим внести правки в евроинтеграционные законопроекты, а они нам говорят, или голосуйте за наши проекты, или мы скажем, что вы срываете евроинтеграцию».

Что ж, никто не рассчитывал, что первые сантиметры отвоевываемого здравым смыслом цивилизованного пространства, а не просто нанесения белил-румян на пещерный фейс, будет легким.

И, уж коль осень обещает быть урожайной, в корзинку завтрашней Украины не должны попасть ни поганки, ни грибочки для галюников…