Десять нюансов реальной и мнимой федерализации

В последний год у адептов ватного слова в лексиконе всплыла загадочная для многих федерализация, которой в срочном порядке требуют от Украины. Подобные шутки конечно появлились и ранее, особенно в исполнении «Партии регионов», многие помнят крики о том, что надо больше прав областям и районам, бюджетная автономия, право выбирать язык школ, и прочие милые сердцу свободы. Как все это было реализовано при Януковиче, тоже в принципе все помнят — быстренько создаем жесткую вертикаль и забываем про все эти глупости для лохов.
tryzub_76a11
И вот с какого-то момента этот самый страшный термин на «ф» стал лейтмотивом требований РФ к Украине. Срочно, срочно федерализация, да побольше, пока все не пропало! Соответственно, адепты «Услышь Донбасс» активно подхватили клич и стали совать термин, при этом не понимая его реального значения. Что же это вообще такое, и у нас этого нет?

Собственно, федерация-это тип государственного устройства, при котором отдельные части страны обладает теми или иными признаками суверенитета. Если по-простому, то это когда провинция государства имеет какой-то кусочек прав и возможностей независимого государства. Это может быть свое собственное законодательство параллельно общему для страны (как в США), свое законодательное собрание и министерства (как в ФРГ), альтернативный государственному язык и т.п. Вроде бы просто и не страшно, подобная штука должна быть довольно привлекательной для многих стран. Но тут начинаются НЮАНСЫ.

Нюанс номер 1.

Вот полный перечень федеральных государств мира. Немногим более 10% от общего их числа, прочие унитарные (либо с отдельными признаками федерализма в некоторых областях, это отдельная тема). Собственно, в Европе только три подобных страны, о РФ поговорим отдельно.

Нюанс номер 2.

Если говорить о Европе, то и Бельгия, и Швейцария, по сути, изначально создавались двумя и более народами как союз равноправных групп с перспективой разбежаться, если кого-то что-то не устраивает. Швейцария вообще формально конфедерация, т.е. суверенность частей еще сильнее. Германию принудительно федерализовали после Второй Мировой, к тому же она, собранная кровью и железом из десятков независимых государств, всегда была сильна регионализмом. Ну, перечень ее отличий от Украины можно вообще обсуждать часами…

Нюанс номер 3.

Ни одно другое государство Европы, включая соседей Украины, федеральным не является и явно не собирается становиться таковым. Включая те, в которых есть очень крупные национальные меньшинства. Желающие могут почитать, например, про венгров в Румынии, аналогии возникают крайне интересные.

Нюанс номер 4.

РФ, которая больше всех требует от нас изменений, сама с некоторых пор является федерацией очень формально, скорее только в названии. Если рассмотреть ситуацию с местным законодательством, правами местной власти на бюджетную автономию или правами местных общин на национально-культурную самостоятельность, то окажется, что перед нами куда более унитарное и жестко централизованное государство, чем Украина.

Нюанс номер 5.

Главное преимущество федерации — обеспечение равноправного существования представителей разных наций в рамках одного государства. Тут, однако, надо понимать, что зачастую этим нациям все равно хочется свою собственную страну, как правило, среди равных есть более равные. Например, сербы в СФРЮ или чехи в Чехословакии. В той же Бельгии периодически возникают группы, которые требуют разделения.

Нюанс номер 6.

Широкие права местных общин на бюджетную автономию, право использовать язык, альтернативный государственному, или менять законы страны под интересы своего региона совсем не означают, что перед нами федерация.

Нюанс номер 7. Важный.

Во всем мире больше прав для своего региона требуют те, кто дотирует государственный бюджет и видит перспективы финансировать своими деньгами себя, а не тех лентяев из соседней области. В случае с Донбассом, который в угольной своей части живет на дотации и полностью зависим от Украины в социальной сфере, требования о федерализации звучат минимум странно.

Нюанс номер 8.

В тех требованиях, которые выдвигают к Украине, ее отдельные регионы должны обладать правом вето на вступление страны в те или иные блоки и союзы. А это уже вообще не федерализация, а шизофрения. Такого нет ни в одной цивилизованной стране, да и среди африк и азий в голову так сразу не приходит государства с таким дивным и странным устройством. Если развернуть ситуацию обратно, то регионы Западной Украины получат возможность блокировать вхождение государства в любые структуры, которые в свою очередь не нравятся им. Может закончиться тем, что Харьков захочет выйти из ВОТ, Винница из ООН, а Херсон из Совета Европы и ФИФА с УЕФА просто на всякий случай.

Нюанс номер 9.

Федеральное устройство не гарантирует мира и стабильности, а зачастую наоборот! Была целая Югославия, которая не смотря на, распалась в огне жесточайшей войны. Была Чехословакия, в которой до войны к счастью не дошло, но упреков и взаимных претензий был вагон. Есть себе вполне мирная Бельгия, где вместо консолидации и объединения постоянный конфликт французов и валлонов. Была Арабская республика, был Индокитай, Индостан, многое было в мировой истории. Есть довольно веские основания полагать, что адепты федерализма видят в Донбассе своеобразного троянского коня, который рано или поздно подорвет государственность Украины.

Нюанс номер 10.

А каких именно прав не хватает Донбассу, что он требует федерализации? Язык? Так он там повсеместно. Или право не учить украинский? Это в рамках ЕДИНОГО государства бредовое требование. Доступа к руководящим должностям в стране? Оh, wait… Бюджетных преференций? Куда уж больше! Осветление истории? Взгляды донецких специалистов, не сильно проукраинские местами, десятилетиями спокойно уживались с официальной канвой — и ничего.

Проблема видится в том, что не так хотят получить что-то себе, как ограничить в чем-то других. Но это, простите, авторитаризм и совок банальный, зачем слово иностранное вводить?