Как открыть Покровские ворота

14 октября в церквях колокола звонят празднично. А официальное поздравление от властей начинается так: «Сегодня, в день христианского праздника Покрова Пресвятой Богородицы – берегини нашего народа, покровительницы войска и козаков, мы отмечаем…» И тут возникает вопрос: что именно отмечаем?
upa

Что отмечаем не только воцерковленно, не только для придерживающихся христианского обряда, а если уж и в широком обществе, на официальном уровне, то что именно? Поверьте, это непраздный вопрос.

И вполне уместный, поскольку любые праздничные даты свидетельствуют об отношении к отечественной истории. А отношение это – сказывается на формировании общественного сознания, которое, наряду с иными факторами, «делает» наше сегодня и завтра.

И есть о чем говорить, не откладывая до лучших дней. Потому что и так, отношение к истории Украины, находится в слишком долгом ящике.

Так что, празднуем 14-го годовщину создания УПА? Ага, уже интереснее? Поскольку задет контраверсионный вопрос? А давайте – посмотрим на 14 октября в Украине – более полно.

Накануне – кипят страсти, причем, не в обществе, в политической и СМИ-среде.

Эти инфострасти наполнены как «тотализатором» — подерутся-не подерутся условные националисты с условными красными ради годовщины УПА? Так и собственно информацией: политическая партия «Свобода» анонсировала проведение, и провела марш в честь 71-й годовщины создания Украинской повстанческой армии. С требованиями: признать борьбу ОУН-УПА национально-освободительной и внести день создания Повстанческой армии в список государственных праздников.

Акция свободовцев в этом году носит название Марша борьбы.

И тут возникает вопрос. Сегодняшней Украине – не перечесть, за что и вправду необходимо бороться, в том числе, с помощью уличных акций.

Но это же – перебор, когда на третьем десятке лет государственной независимости, обстоятельства вынуждают нас бороться за право признавать то, что было в истории, не подлежащей, как известно, правке – Тем, Что Было.

А ведь обстоятельства вынуждают. Потому и нельзя сказать, что в марше (и в акциях прежних лет от 14 октября) «приняли участие приверженцы партии «Свобода».

Это – не партийный, не однопартийный день.

И, кстати, если бы за элементарно выполненные с точки зрения исторической справедливости вещи – нас не вынуждали бороться, кажется, что традиционная для Украины войсковая составляющая Покровы – вызывала бы меньше ажитации. К примеру, это бы касалось только тех, кто имеет личное отношение к защите Отечества либо увлекается историей.

А сегодня – не церковная, а светская Покрова задевает широкие интересы граждан. Тех, вне зависимости от профессии, не относящихся к сугубо «жвачным», таких, к счастью, немало. Тех, кто думает в том числе и об имевших место быть фактах отечественной истории, и кому надоело, что нас, «малесеньких дурять».

Кстати, что действительно ужасно – обманывают именно малых сих, получающих образование. Мы проглотили возмутительный, с далеко идущими последствиями скандал: Табачник вымарал из учебников истории много разных «проукраинских» (в действительности, не «про» и не «контра», а и вправду бывших) событий, в том числе – УПА.

Ведь давайте взглянем непредвзято. История в нормальных странах – дама без эмоций. И в ее учебниках сухо приводится случившееся. Его эмоциональную, идеологическую оценку следует оставить за рамками уроков, для мероприятий идеологических, причем столь разнообразных, чтобы их участник или наблюдатель мог на собственный вкус выбирать, кто ему по душе, а к кому – не ходить, это ж не на экзамен.

А вот не рассматривать на уроках истории «не наши» факты – это то же самое, что не излагать на математике теорему Пифагора тем, кто не есть потомками древних греков.

Да и вообще, это совковое «наши» — «не наши» в Украине обоюдоострое.

Вот, кое-кто говорит, что признавать УПА нельзя, потому что для части страны ее воины, это те, кто «стрелял в отцов и дедов». Так не говоря уж о том, что есть простенький вопрос, кто к кому с мечом пришел (что-то не слышно, чтоб уповцы зачищали от местных жителей Донецк или русскую Рязань, наоборот – пожалуйста)…

А говоря только о превратно, «в одни ворота» толкуемой политкорректности — исходя из нее нужно отменить все даты, связанные с Красной (советской) армией. Потому что те, кто был в ее рядах, вы подумайте, тоже «стреляли в отцов и дедов». Но хороша ли будет подобная псевдокорректность что в том, что в другом случае?

История у нас, украинцев – горько пропитана кровью. И, слава Богу, это в прошедшем, поскольку настоящий, неплакатный гражданин двадцати и т.п. лет, в быту не считает другого ни потомком энкаведистов, ни потомком бандеровцев в негативном понимании слов. Не считает, как бы ему и кто этого не навязывал.

А расхожий вопрос о «пособниках нацистов» давайте оставим для другого разговора, да и вести его лучше профессиональным историкам.

Ну, так, раз уж тема наша сегодня касается этого, вспомним кратко.

По итогам Нюрнбергского суда украинские военные формирования пособниками гитлеровской Германии не признаны.

Украинская повстанческая армия организована в 1942 году, когда на территории Украины был один оккупант, нацистский. И, соответственно, она боролась с ним.

То, что потом пришлось бороться со вторым оккупантом, который тоже расстреливал и сжигал в заколоченных хатах-амбарах мирных жителей – так это не УПА возмечтала на Москву походом идти, а такое «второе»! горе пришло в Украину.

Сейчас на слуху – тема Волыни? Да, части уповцев убили там невиновных поляков. Заметьте, современная Украина это признает. Молится за жертв – вместе с поляками.

А красноармейцы, наступая на германские города, штыками вырезали из беременных животов, и прибивали к стенам – немецких нерожденных младенцев. Может, в какую-то годовщину, в этих городах и помолятся за убиенных. Только Москва, «прихватизировавшая» победу над нацизмом, таких случаев – пока не думает признавать.

Вообще, о любой войне, Хемингуэй, принимавший участие в боях в Испании, сказал исчерпывающе: «Война – это всегда большая пакость». А не франкисты – каки, левые – ляли, и не наоборот. А так, как сказал. На века. Ведь главное, что бывает потом. Когда уходит кровавое похмелье.

Вот оно, наше сегодняшнее потом, хотя бы в аспекте памятных дат. В поздравлении с Покровой от имени главы государства, Янукович, кроме религиозного праздника, упоминает официально числящийся День украинского козацтва.

А давайте – шире взглянем на зарегистрированные в качестве таковых – памятные даты военной доблести и мужества, что в Украине, что у соседей.

Если сделать это непредвзято, опираясь на историю, оказывается, что у церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, «защитническая» первооснова. Потому как праздновать его стали по случаю события от 910 года. Царьград (Константинополь, Стамбул) был в осаде. И люди молились о снятии осады во Влахернском храме. Там и привиделось блаженному Андрею (пишут, что он был скифом-славянином «из южных земель Украины-Руси»), что Богородица молится вместе с людом, а потом прикрывает поле брани своим «пречистым омофором». Покровом.

И не только УПА посчитала нужным освятить войско в Покрову. Древние запорожские козаки почитали Покров Богородицы за свой главный день, и стоял на Сечи храм именно в честь этого праздника.

То есть по всему выходит – если отмечать Украине глобальный День защитника отечества, то именно на Покрову, 14 октября. Это оправдано исторически, и как-то никому не обидно.

Ведь что мы имеем сегодня в календаре? Что-то странноватое.

Так сказать, «Большой мужской день защитников» – 23 февраля, вполне официально. Так же официально – 6 декабря, День Вооруженных сил Украины, ну, и 14 октября, День украинского козачества.

Под 6.12 – основа даты образования войска независимого государства. Под 14.12 – понятно какая, многоплановая. А – под 23.02?

Объявление классического для советских людей 23-го – официальным Днем защитника отечества, это плод указа Леонида Кучмы от 1999-го.

И, кстати, решение не вымарывать привычный день подарков «мальчикам от девочек» где-то логично. Жили и живут поколения, для которых это празнычок — «равнобедренный» давно лишенному смысла борьбы за гендерные права, 8 марта.

Вопрос только – как называть этот день? Потому что, вот, читаем правительственное современное украинское поздравление с февральской датой. «Этим праздником мы выражаем благодарность тем, кто защищал нашу землю от захватчиков».

Каким макаром – «нашу от захватчиков», понять невозможно. Ведь не то, что в Украине, находящейся в определенных географических пределах, а и в СССР, и в России, историки до сих пор не могут разобраться, кто там тогда кому навалял.

Бои Красной армии под Нарвой и Псковом шли с переменным успехом, без привязанных к февральскому числу заметных событий. Ну, разве что, считать таковым, причем – положительным для постсоветского пространства, начавшийся вечером 23-го, и успешно завершившийся 24 февраля 1918 года прорыв германский передовых частей на станцию Псков-1…

Да не я это, вся такая антисоветская, покушаюсь на смысл 23-го.

В 1933-м в «Правде» пишет маршал Ворошилов: «приурочивание празднества рабоче-крестьянской Красной армии к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер, не совпадающий с исторической действительностью».

Первое архивное упоминание о праздновании, в «Правде» же, вот оно: «устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполняющееся 28 января».

Может, вот оно, ключевое слово, день подарка? Так и привычные для части реальных людей презенты – сувениры-чарки-чмоки, не нужно отменять в этот день государственным указом. Все равно, таковое, при наличествующих традициях, невозможно.

Просто – если уж нужна формулировка в официальном календаре, именовать 23.02, к примеру, День ветеранов советской армии. Поскольку они есть в Украине, и воевавшие, и просто служившие.

А 6 декабря – чествовать ныне действующих офицеров и солдат, поскольку это что ни на есть профессиональный праздник, как у любой специальности.

14-го же октября – восстановить справедливость для Защитников отечества в широком смысле. Не боясь в официальном календаре дать основания через хронологическую запятую: Покров Пресвятой Богородицы-покровительницы; день украинского козачества; день создания Украинской повстанской армии.

И не плодим мы в данном случае выходные – все эти даты и так присутствуют в официальном календаре, и на данном этапе не являются нерабочими.

И, кстати, что у соседей – в плане памятных ратных дат?

Российская Федерация зациклилась на защитнике отечества того самого сомнительного Ворошилову 23 февраля. Впрочем, это, естественно, внутреннее дело.

А вот – что интересно, в плане опыта. По закону «О днях воинской славы (победных днях) России» без выходных, но с почтением и соответствующими патриотическими мероприятиями, в официальном календаре значится 16 дат. Начиная от Ледового побоища Александра Невского 1242 года.

И это – нормально.

Скорей, ненормально то, что в украинском официальном календаре собственная история стеснительно затолкана под лавку. Потому что не то, что деяния УПА, а горстку храбрецов и жертв недомыслия власти, при этом -светлых героев Крут – в государственном численнике не обозначено.

И еще, о соседях, с которыми мы связаны соседством, не только географическим, ментально славянским, но и посттоталитарным.

В Польше День войска польского, праздник профессиональных военных, и шире, защитников отечества, отмечают 15 августа. В основание определения даты легла годовщина Варшавской битвы 1920-го, называемой «чудо над Вислой», когда независимость страны удалось отстоять от захватнического, захлебнувшегося похода Красной армии.

И знаете, у широких слоев нормальных граждан Польши эта дата чествования защитников, не вызывает истерической антироссийской риторики.

Ради справедливости сказать, официально значащаяся годовщина битвы под Полтавой, не провоцирует Россию на всплеск ненависти к современной Швеции.

И никто не против того, что в украинском официальном численнике указано о Международном дне «спасибо» (кто не знал – 11 января) и Дне спонтанного проявления доброты (17 февраля). Это, как раз, хорошо.

Но вот то, что дни побед и трагедий отечественной истории приходится сегодня пытаться отбивать маршами борьбы, и ассоциировать их только с одной политической силой (а ни одна не должна бы приватизировать общеукраинскую историю, тут «Свобода» несколько приватизировала, но без греха, поскольку другие, и власть – не чешутся) – это не дело.

У нас – много других, более острых и сиюминутных проблем, требующих разрешения. Но это не значит, что проблему – справедливо открыть эдакие «Покровские ворота», современная история сняла с повестки дня.

Ну, и на Покрову, то, что без нас давно сказано.

«Мати благосердя, покрий нас від усякого зла чесним Твоїм омофором…»

«Помяни нас в Твоих молитвах, Дева Богородица. Да не погибнем мы за умножение грехов наших, покрой нас от всякого зла и любых напастей. На Тебя уповаем, и Твоего Покрова праздник чествуем».