Когда правила не устраивают джентльменов… Снова о местных выборах

Проигнорировав народную мудрость, коалиция в очередной раз поменяла коней на переправе. 30 августа на внеочередной сессии Верховной Рады депутаты приняли изменения в закон о местных выборах, поданные в ВР от имени лидера фракции Партии регионов Александра Ефремова.

Ефремов вносил изменения в свой же закон, принятый Радой 10 июля 2010 года. Теперь в пояснительной записке он указал, что некоторые положения того закона являются недемократическими. В частности, руководитель фракции «регионалов» предложил отменить требование закона об обязательной для участия в выборах регистрации местной ячейки партии за 365 дней до выборов.

Также Ефремов предложил увеличить количество членов территориальных избирательных комиссий с 15 до 18 человек. Из них 15 будут подаваться местными организациями партий, представленных в парламенте, – по три человека от фракции, — а три – всеми местными организациями политических партий, зарегистрированными в надлежащем порядке в соответствующих административно-территориальных единицах, и намеренными принять участие в выборах. Отбор членов избиркомов среди поданных кандидатур должен будет проводиться путем жеребьевки.

Все «за», но «против»

Депутаты из разных фракций в кулуарах высказывали редкостное единодушие в отношении предложенных Ефремовым поправок – в каждой из фракций и групп видели в этом свой интерес. Сам глава парламентских «регионалов», отвечая на вопрос, чем были продиктованы его инициативы, высказал сдержанную критику положению об отмене обязательной для участия в выборах годичной регистрации, отметив, что его вынесение было продиктовано внешними обстоятельствами.

«Чтобы не было повода потом кому-то сказать, что выборы были недемократическими, или что были какие-то преграды, — пояснил он. — Но я уверен, что политическая сила, которая не имеет структурированных подразделений на различных территориях, не может быть подотчетной нашим избирателям на этих территориях, поэтому имеет косвенное право представлять их в избирательном округе».

С похожей мыслью выступил и Олег Зарубинский, член фракции Блока Литвина, который (блок), как утверждали в СМИ, ранее первый настаивал на введении ограничения на участие в выборах местных ячеек партий в зависимости от даты их регистрации.

«Для нас это не было принципиально (чтоб не думали, что мы хотим кого-то пустить, кого-то не пустить), — заверил Зарубинский. — Я лично воспринимаю эту норму как правильную. Исходя из того, что в районных советах должны быть не гонцы вождя из Киева, которых там никто не знает. Понятно, что если местная организация хочет иметь своих кандидатов, то она должна быть зарегистрирована, одна должна иметь определенную «кредитную историю».

«Вот те, кто кричал, что это недемократичная норма, хотят, чтобы просто за их фейс голосовали в Хацапетовке. За их фейс, а не за жителя Хацапетовки, который своим односельчанам доказал, что он нормальный, деловой, конструктивный человек, и может что-то сделать для Хацапетовки», — как всегда образно добавил депутат.

Осторожно подошел «литвиновец» и вопросу формирования теризбиркомов, отвечая на вопрос, не стоило ли формировать их путем жеребьевки из всех кандидатов от организаций партий, намеренных принимать участие в выборах.

«Я не считаю, что избирательные комиссии должны быть средоточием технических партий, — сказал Зарубинский. — Когда просто за счет того, что партия выдвигается и объявляет, что она будет принимать участие, она имеет право своих несуществующих кандидатов туда делегировать, и этих кандидатов будут скупать другие, более мощные партии. Вот к чему может привести то, что, условно говоря, 180 партий в Украине зарегистрированы: сто из них заявят о своем участии, и я хочу посмотреть, как из этих ста путем жеребьевки будет избрана комиссия, и как она будет работать».

Поддержал коллегу «нунсовец» Юрий Кармазин, также предположивший, что крупные партии могут скупать квоты более мелких, зачастую технических, партий в избирательных комиссиях: «Есть возможность у власти работать с теми партиями, которые не вошли в парламент, таким образом, чтобы под их видом ввести своих людей».

Кроме того, именно с намерением «регионалов» расширить базу своих сторонников связал Кармазин и отмену положения о 365-дневной регистрации партячеек. Для ПР этот вопрос должен был быть камнем преткновения. Норма об обязательной минимум годичной регистрации партийных организаций больно била по их политическим оппонентам – новым партиям и «Батькивщине» Юлии Тимошенко.

Была вероятность, что участие в выборах будет кое-где заблокировано для «Батькивщины» — например, в перерегистрации нуждалась львовская областная организация этой партии, поскольку лидер этой организации, народный депутат Иван Денькович, переметнулся в коалицию, и при этом всеми силами удерживался на посту в ЛОО. Похожая ситуация – в Киевской области. И речь идет о регионах, поддерживающих преимущественно Тимошенко.

«Я категорически отвергаю новые проекты. Партия должна иметь историю. Но я скажу другую вещь: перекупают кого-то из лидеров партии. Принимается решение областной организации, или республиканской организации, о ликвидации такой структуры. Заново все создается. Если меньше, чем за год, они уже не могут принимать участие в выборах», — пояснял Кармазин.

Есть три версии того, что вынудило «регионалов» отказаться от такого козыря. Кроме уже озвученной Александром Ефремовым, это версия о том, что у самой ПР ряд ячеек не имеет годичного стажа – в БЮТ даже заявляли, что кое-где ячейки ПР регистрируются «задним числом». Еще одно предположение высказал Юрий Кармазин: «Это только для того, чтобы подтянуть послушную оппозицию».

Другие добавляли, что речь идет о технологии, когда ПР за счет новых политпроектов создает дополнительную конкуренцию своим главным конкурентам, разбивая их электоральное поле, либо намерена добрать какое-то количество голосов за счет участия в выборах союзных или марионеточных партий.

Обратная сторона медали

Иными словами, как заметил Ефремов, законы идеальными не бывают. Даже те, кто видит позитив в тех или иных положениях, констатируют и наличие в них значительного негатива. Впечатление от всего сказанного – в местную кампанию закладывается дополнительный элемент хаоса. И тут особенно печальны дела у оппозиционного БЮТ, а особенно у НУНС. Во фракции БЮТ в Верховной Раде представлены три политические партии. На выборы они идут отдельно, а членов теризбиркомов должны подавать общих – по три в каждый.

«Для нас это не проблема. «Батькивщина», ПРП и Украинская социал-демократическая партия выдвинут по одному человеку», — заверяет глава оппозиционного правительства «бютовец» Сергей Соболев.

В НУНС все сложнее – там политических партий аж девять, и притом сама фракция как нечто единое уже давно не существует, а у каждой партии – свои планы, амбиции и союзники в разных политических лагерях. Как будут выходить из этого положения, «нунсовцы» сказать затрудняются. «Будем искать компромисс. Это очень сложно… В одни регионы будут одни предлагать, в другие – другие…», — сказал Юрий Кармазин.

«Власть на законодательном уровне вставляет палки в колеса, — констатировал лидер группы «За Украину!» в НУНС Вячеслав Кириленко. — Вот запретили блоки, и давайте, ребята, воюйте друг с другом – вы же все должны принять участие в выборах. Объединиться в избирательный блок – это несложно, но за полтора месяца объединиться в одну партию – это невозможно, и власть это понимает».

«Ну а второй момент – это отсутствие новых идей. Нужны новые идеи. Не лица, а идеи. Но их в ощутимом количестве нет ни у кого», — подчеркнул депутат.

«Национал-демократы сами виноваты в своих многочисленных поражениях, и сейчас, и раньше, — соглашается он с замечанием. – Поэтому, если не будет создана новая национал-демократия, не будет предложена новая национально-демократическая платформа, то ситуация приведет к завершению какого бы то ни было политического дискурса в этой среде. Во всяком случае, временно».

И добавляет, что «вопрос в том, как скоро все поймут, что господин Янукович и его команда не шутят».

Немного об эволюции взглядов

В целом изменения в закон о местных выборах, предложенные Александром Ефремовым, поддержала Ассоциация городов Украины, представляющая интересы органов местного самоуправления. Однако, как отмечает старший эксперт по правовым вопросам АГУ Виктория Сидоренко, «эти косметические изменения не решают главной проблемы закона о местных выборах. Ассоциация городов выступает категорически против того, что выдвигать мэров могут только местные организации политических партий. Но мы и дальше будем настаивать на том, что человек имеет право быть свободно избранным».

Впрочем, до сих пор ни одна власть не проявляла особого внимания к позиции АГУ. С требованием изменить закон о местных выборах Ассоциация выступала еще год назад, и позже напоминала об этом требовании. Очевидно, что ни старая, ни новая власть не спешили его выполнять до избрания нового президента и формирования новой власти, в вертикаль которой, кто бы ни победил, по всему выходило, должны были вписываться органы местного самоуправления – без какого бы то ни было реального самоуправления.

Так и вышло после победы Виктора Януковича. В Ассоциации городов отмечают, что закон о местных выборах готовился властью кулуарно, и ни одна из рекомендаций от местного самоуправления в одном из главных для него законов учтена в итоге не была.

Александр Ефремов на вопрос, почему в его изменениях в закон о местных выборах отсутствует положение о возможности самовыдвижения для депутатов-мажоритарщиков и мэров, ответил, что «для того, чтобы принять определенное решение, необходимо иметь голоса. К сожалению, данная норма не поддерживается большинством депутатов Верховной Рады, поэтому она не была внесена», подкрепив свои слова рабочим тезисом о том, что закон в его нынешнем виде усиливает роль политических партий в обществе.

Хотя лично автору этих строк непонятно, в чем конкретно в этом смысле заключается ценность закона, если в самой коалиции крайне нелицеприятно высказываются о роли украинских партий, которых в настоящее время, ни много ни мало, под двести, и большинство из которых имеют свойство «оживать» только к выборам.

«ОстроВ» поинтересовался у Александра Ефремова, кто именно не поддерживает положения о самовыдвиженцах на местных выборах. Тот парировал, что не может перечислить поименно. Что мешало ему попробовать вынести эти положения на голосование еще раз? Эти положения уже выносились на голосование при рассмотрении закона о местных выборах в июле – Рада не поддержала их дважды, напомнил лидер фракции Партии регионов.

Сайт Верховной Рады оказался откровеннее, чем Ефремов. Из него следует, что соответствующие поправки Ефремова «валил» весь парламент, в том числе и Партия регионов, в том числе и сам Ефремов… который, как и большинство его однопартийцев, просто не голосовал. Оппозиционные «бютовцы» и «нунсовцы» в своем большинстве ко времени рассмотрения этих поправок покинули парламент, пояснив свой демарш тем, что все их рекомендации к закону игнорируются. Это было уже вечером, в начале восьмого.

Так же точно 10 июля Рада не проголосовала за поправку Александра Ефремова об отмене обязательной 365-дневной регистрации для местных организаций партий. Однако в отношении нее члены коалиции за полтора месяца отпуска успели все обдумать и изменить свое мнение.

Юлия Абибок