Когда пройдут реформы – жить станет лучше, жить станет веселее… 2

Экономика и финансы – это плоть и кровь любого государства. И именно поэтому всегда полно огров и вампиров, готовых поучаствовать в трапезе. Предлагаемое реформирование экономики вызывает именно такие ассоциации. Внимательно вчитываясь в сточки программы реформ на 2010-2014 гг находишь все больше и больше откровений в духе «Библии Сатаны» Антона Шандора Ла Вея. К примеру, переход на самоокупаемость системы предоставления социальный услуг у нормального человека ничего кроме ужаса вызвать не может, потому что украинские инвалиды на свою пенсию зачастую себе и наесться-то вдоволь позволить не могут, не то что заплатить за социальные услуги по рыночным ценам.

Но, перейдем от лирики к тому, что же ожидает бизнес, в процессе проведения реформ. Сразу расставлю акценты: именно в процессе реформ, поскольку до окончания реформ значительная часть бизнеса, особенно малого бизнеса не доживет. Нет, это не означает, что в массовом порядке частные предприниматели дружными рядами переселятся в мир иной, хотя и такая перспектива не кажется невероятной. Все значительно проще – они будут вынуждены или продать свой бизнес или просто его закрыть, а сотрудников – рассчитать, пополнив вместе с ними армию украинских безработных. Почему это произойдет? Да потому что платить такие налоги, обеспечивая существование все более растущей армии чиновников из «проверяющих, контролирующих и выдающих лицензии органов» не будет ни малейшей возможности.

За счет чего предлагается «стабилизировать» Бюджет? В первую очередь за счет реструктуризации госмонолий, приведения тарифов на услуги ЖКХ к «экономически обоснованным» и привлечении внешних инвестиций. В переводе с канцелярского на простой это означает, что остаток госсобственности поделят, тарифы на ЖКХ взлетят до небес (кстати, сейчас они в среднем в 20 раз выше себестоимости, но видно этого мало – 2000% прибыли не хватает, еще хотят получить) и страна окажется в новых долгах. Кто же за все это заплатит? Напомню, что сейчас доля расходов средней украинской семьи на питание составляет 50-55%, на коммунальные услуги 20-25%. Для сравнения: в странах западной Европы до кризиса эти расходы составляли соответственно 15% и 5—8% для семей, имеющих свое собственное жилье. Теперь же станет еще хуже, кроме как на еду и ЖКХ денег хватать не будет ни у кого практически. За все заплатит как раз малый бизнес и наемные работники плюс бюджетники. Так называемая «налоговая реформа» в этом будет всеми силами способствовать. Налогов станет больше и платить их станет обязанностью каждого гражданина Украины, не взирая на наличие или отсутствие дохода как такового.

Что же собираются сделать? Уменьшить налог на прибыль после 2012 года. Казалось бы – можно радоваться, но… следующими шагами будет: увеличение акцизов на алкоголь, табак, введение нового «экологического» налога (на воздух наверное), введение неких принципов соответствия доходов и расходов при налогообложении. Это вообще просто чудесная мера – налоговая будет решать: соответствуют у предприятия доходы расходам или нет и, в зависимости от результатов усердного ковыряния в носу и очевидно суммы компенсации от предпринимателя за столь высокоэнергозатратный труд, выносить решении о ставке налога.

С целью «усовершенствовать» схему возврата НДС предлагается дать налоговой дополнительные полномочия по оценке степени «мошенничества» предпринимателя и на основе этой оценки выносить решение о возврате НДС. Рост коррупции в данном случае сложно себе и представить! Вот всем мире возврат НДС происходит вообще без участия налоговой службы! Автоматически! На основании поданной бухгалтерской отчетности!!! И нигде этот налог не является основой для коррупции, так как нет для нее причин. С целью же выявлять «мошенников» совершенно иная структура избирательно проверяет подлинность и соответствие документов. Если что находит – дело идет в суд и дальше сотрудники этой службы могут быть в нем только свидетелями! Но уж никак не следователями и обвинителями в одном лице.

Еще одним нововведением будет «совершенствование» системы регистрации налогоплательщиков. То есть налоговой уже мало того, что все граждане имеют некий налоговый код (кстати, абсолютно не нужный ни для сбора налогов, ни для учета – но очень важный для осуществления слежки на транзакциями и незаконного использования этих данных), а все предприятия имеют еще один подобный идентификатор. Оказывается – этого мало! Надо еще что-то совершенствовать!

Но и это еще не конец реформаторского порыва. Просто феноменальным кретинизмом выглядит норма о том, что в связи с инфляцией надо пересматривать ставки налогов, акцизов и сборов, будто бы для компенсации инфляционного влияния! Понятно, что это писал либо очень жадный либо очень глупый чиновник, никогда в жизни не видевший учебника по экономике. Ставка – это долевой показатель, а не абсолютный! Она измеряется в процентах и величина отчислений растет с той же скоростью, что и рост инфляции! Но «проФФесионалы» об этом не догадываются.

Предлагаемый отказ от ратификации международных договоров, подписанных с целью обеспечения невозможности двойного налогообложения навсегда может закрыть путь любым иностранным инвестициям в Украину. Действительно, только альтруист или психически больной захочет открывать свой бизнес в стране, где с него налоги будут драть два раза!

Единоналожников предлагается «упростить» практически полностью. По видом благой цели «борьбы с уклонением» от налогов предполагается исключить из перечня возможных видов деятельности частных предпринимателей высокодоходные виды бизнеса (а определять что к таковым относится опять-таки будет налоговая). Ни единого критерия, позволяющего понять, а что же такое высокодоходный бизнес – нет. Но судя по тому, что Михаил Бродский неоднократно заявлял, что все единоналожники только и делают, что укрываются таким образом от уплаты налогов – самым высокодоходным бизнесом будет признана торговля китайскими и турецкими шмотками на базарах, починка обуви, изготовление ключей, продаже книжек и тетрадок, вышивание, сбор лесных ягод и другие народные промыслы. Потому как именно этим и занимается 90% всех СПД ФО в Украине. А некие «ювелирные бутики», которыми увлекается г-н Бродский – существуют только в единичных экземплярах и только в крупных городах. Да, чуть не забыл, с единоналожников предполагается брать дополнительно земельный налог и отчисления в Пенсионный фонд. Так что станут теперь «единоналожники» — «триналожниками». И… ставку единого налога планируется поднять. Как минимум до 1000 грн/мес. Чтоб жизнь медом не казалась. А то – зажрались понимаешь, всего 200 грн платить а месяц.

Ну а чтобы все остальным не было обидно, что их еще не полностью обокрали – налоговая реформа предполагает использовать непрямые методы оценки соответствия выплачиваемых налогов и доходами. То есть даже если вы заплатили вдруг все налоги, это не значит что к вам не придут в гости с проверкой или не будут прослушивать ваши телефоны, устанавливать наружное наблюдение и т.д.

Государство делает все, чтобы уничтожить малый и средний бизнес. Как правильно заметил Владимир Стус, руководитель группы аналитики и прогнозирования Центра стратегических инициатив, власть последовательно борется с малым бизнесом. С ним борются поборами и администрированием. Под видом борьбы с уклонением от уплаты налогов, введения европейских стандартов, повышения безопасности, санитарных норм и защиты прав потребителей целенаправленно создаются условия, снижающие конкурентоспособность малого бизнеса. Например, все министры транспорта при любой власти проводят политику укрупнения автотранспортных хозяйств. Хотя во всем мире большинство АТП – частные и прибыльные, только у нас – государственные и убыточные. Надуманность предлогов хорошо видна на примере США и Австралии, где большая часть автоперевозок осуществляется независимыми частниками. И при этом отрасль остается управляемой, с высоким уровнем безопасности и охраны труда. У нас же при всех президентах и премьерах малый бизнес последовательно выдавливается из наиболее привлекательных секторов экономики и загоняется в тень. На его место приходят монопольные бизнес-структуры, контролируемые той самой первой сотней наиболее богатых семейств Украины.

Индикаторы успешности проведенной реформы выглядят просто сюрреалистично. Принятие нового Налогового Кодекса уже в текущем году, повышение рейтинга «простоты ведения бизнеса» на 30 пунктов к 2014 году (сейчас Украина – на предпоследнем с конца месте среди почти 200 стран ) и… самое веселое – снижение уровня теневой экономики к 2014 году по сравнению с уровнем 2010 года. Одна незадача – ни единого расчета или исследования, показывающего а какой же уровень теневой экономики сейчас – нет. То есть успех реформы гарантирован в любом случае как минимум на 2/3. Потому как обеспечить снижение никому не известного параметра хоть на 30%, хоть на 50%, хоть на 90% — можно вообще не напрягаясь. Ну а принять Налоговый кодекс – Парламент сможет хоть завтра.

В заключение, хочется привести мнение руководителя одного из аналитических центров «регионалов», которого уж никак нельзя заподозрить в нелояльности к нынешней власти. Генеральный директор аналитического центра “Бюро экономических и социальных технологий” Валерий Гладкий считает, что бизнес сегодня скорее отрицательно оценивает первые шаги новой власти в экономической сфере. Неужели новоизбранный Президент стал настолько зависим от зарубежных «советчиков» и «консультантов», что не обращает внимание даже на выкладки собственных, весьма грамотных и профессиональных, экономических аналитиков? Так кто же в действительности «рулит» Кабмином? МВФ, Мировой банк? Еврокомиссия? Кремль? Вопрос скорее риторический…

Сергей Анненков