Когда пройдут реформы – жить станет лучше, жить станет веселее…

Каждый очередной президент Украины, принимая на себя полномочия главы державы начинал с того, что провозглашал курс на реформы. Однако на деле, кроме разговоров ничего не происходило. А если и происходило, то с горем пополам как это было у Романа Бессмертного с его попытками провести административно-территориальную реформу за полгода. Но Виктор Янукович пошел дальше представил широкой общественности целую программу разного рода реформ. Туда вложили все, что помнили и успели перевести с английского по подсказкам разного рода западных консультантов, которые уверены, что украинцы слишком хорошо живут и потому им надо в 2 раза поднять цену на газ (чтоб ценили тепло) и на 10 лет увеличить пенсионный возраст, потому как очень много времени на пенсии проводят – не по-европейски это как-то.

Казалось бы – все нормально, живи и радуйся, жить станет лучше «уже сегодня». Ну а если не сегодня, то уже к 2014 году так точно, когда все реформы станут реальностью. Но вот небольшая незадача – как только начинаешь вникать в суть предлагаемого – волосы начинают жить своей, сугубо отдельной от головы жизнью. Потому, что даже человек не обладающей сильно развитым воображением, может спокойно представить себе, что начнется на этапе претворения реформ в жизнь.

Но, все по порядку. Чтобы не загружать читателя обилием канцелярской терминологии и зубодробительными формулировками из области экономики (к ней возможно вернемся чуть позже), попробуем разобраться, что же предлагается сделать для повышения стандартов жизни.

Начнем пожалуй с медицины. Все знают, что болеть в Украине дорого и не факт что тебя вылечат, сколько бы ты не заплатил. Итак, что же лежит в основе реформы? Во-первых – очень благородные цели. Повысить доступность и качество медицинских услуг. Все рады и довольны. Одна незадача, тот способ которым это предлагают сделать. А предлагают ничто иное как… введение страховой медицины! Ёжику понятно, что ни о каком «повышении доступности и качества» речь не идет вообще. Просто кому-то очень хочется, чтобы кроме бюджетных денег народ еще и напрямую начал платить в некие специально создаваемые фонды. Что, от этого резко улучшится качество обслуживания или перестанут брать деньги за осмотр или операции? Нет. А что же произойдет? Произойдет вот что: стоимость лечения вырастет, а его качество – упадет. Почему? Да потому что любой коммерческой медицине выгодно, чтобы народ болел. Болел всегда и постоянно, так как в этом случае он постоянно будет покупать лекарства и ходить на обследования. А чем чаще болеешь – тем выше стоимость медицинской страховки. Именно такое правило действует во всем мире. И у нас будет тоже самое.

Но это еще не все! Предлагается проводить закупки оборудования для медучреждений на некой контрактной основе. Для этого понадобится создание дополнительных госорганов. Просто блеск! Сейчас денег не хватает на лечение, а тут предлагается наплодить новых чиновников! Мало того, собираются разработать и ввести некие «критерии эффективности» и «индикаторы качества работы» медицинских учреждений и именно на основании их платить врачам зарплату! Как обычно, для разработки таких критериев предлагается сформировать «агентства по разработке» и «комиссии по контролю». Спрашивается – зачем? Ведь и без комиссий ясно, что единственным критерием работы врача является вылеченный пациент. Да, но разве на этом что-то украдешь или получишь взятку? Чиновнику-то ни копейки в таком случае не перепадет.

Особое умиление вызывает планируемое развитие системы «домашнего доктора». Это вообще-то 19 век. Именно тогда были универсалы, сочетающие в себе терапевта, окулиста, отоларинголога, пульмонолога, хирурга, гинеколога, патологоанатома и еще много кого в одном лице. А сейчас? Кто-то подумал как и сколько времени уйдет на подготовку такого специалиста и кто же будет в состоянии оплачивать услуги такого уникума? Да, чуть не забыл, в Украине порядка 9 млн домохозяйств. То есть таких «домашних докторов» потребуется подготовить ну скажем 2-3 млн штук, поскольку больше чем 3-4 семьи такой врач «не потянет» при постоянном обслуживании. Этот план сродни знаменитому Бендеровскому прожекту по переносу столицы СССР из Москвы в Нью-Васюки. Масштаб и размах уж ничуть не меньший.

Изменение системы финансирования медучреждений тоже просто шедеврально. Оно предполагает нечеткое и непонятное разделение на объекты которые будут финансироваться из госбюджета и из местного бюджета, а также те, кто будет сам зарабатывать деньги, продавая услуги всем нуждающимся в медицинской помощи. При этом первичная медико-санитарная помощь будет оказываться за деньги районного/поселкового бюджета! Вот как сейчас вижу себе службу «Скорой помощи» и травматологию, которые финансируются из бюджетов районов! Если кто не понял – поясню проще: в Украине только 24 административных субъекта имеют профицит бюджета, а почти 12 000 – дефицит. Так сложилась система административно-территориального деления. Причем почти 25% админединиц имеют население меньше 200 человек, и никак и никогда не смогут не то что профинансировать представление первичной медико-санитарной помощи, но даже содержать хоть одну штатную единицу фельдшера или санитарки.

Шедевром «распила бабла» может быть признана еще одна инициатива создателей «реформы медицины». Она предполагает все поступление от акцизов на алкоголь и табак направить в некий специально созданный фонд Бюджета, чтобы потом использовать эти деньги для нужд системы здравоохранения! Действительно, а почему бы не создать еще один Фонд для распределения денег? У нас есть уже Фонд социальной защиты инвалидов, бюджет которого формируется из штрафов работодателей, не имеющих возможности или желания соблюдать норму закона о 4%-ной квоте по трудоустройству инвалидов. По идее, все собранные деньги должны идти на создание новых рабочих мест для инвалидов, но вот незадача – они идут куда угодно, но только не на эти цели. Так с какой радости, новосозданный фонд, который будет оперировать как минимум на порядок большими деньгами – будет использоваться по назначению? А главное – как он будет расходовать эти деньги, если медицина-то предполагается не бюджетной, а страховой? Неувязочка вышла, жадность глаза кому-то застлала.

Ну и на последок, очень интересно выглядит такая оценка эффективности реформирования медицинской отрасли, как снижение части теневых платежей с 10-15% до 5-7% на протяжении 5 лет. То есть по 1-1,5% в год. Неужели при такой низкой величине «нетрудовых доходов» потребовалась система, которая каждый год будет уменьшать их на 1/100? Где логика? Но на этот вопрос, печатно, отвечать как-то сложновато.

Планирование пенсионное реформы поручили жутким технократам, с особо сильными проблемами с устным счетом, да и с арифметикой вообще. На официально провозглашаемую цель реформы – усиление социальной защиты граждан, утративших трудоспособность и обеспечение им достойного уровня жизни путем стойкого развития пенсионной системы, можно обратить внимание только потому, что сама формулировка звучит как совершеннейшая калька с английского, да и то сделанная с ошибками, в частности «стабильное (в крайнем случае — устойчивое) развитие» почему-то перевели как «стойкое». Но от слабого владения «реформаторами» английским (или русским) перейдем к арифметике.

Итак, что предлагается сделать для «стойкого развития пенсионной системы». В первую очередь – сделать пенсионный возраст недоступной планкой для значительной части граждан и не выплачивать пенсию никогда. Для этого предлагается сделать пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаковым и постепенно повысить его до некоего условного среднеевропейского – 65 лет. Причем делать это планируется постепенно, по полгода повышения за один года реформы. Одна незадача, сейчас женщины выходят на пенсию в 55 лет. И простой подсчет «на пальцах», без калькулятора говорит о том, что за 10 лет при такой системе их пенсионный возраст никак не сможет достичь желаемых для «реформаторов» 65 лет. Оказалось, что «реформаторы» на пальцах считают из рук вон плохо, потому как забыли к этому делу подключить еще и пальцы ног, вот и ошиблись на 5 лет. Делов-то, когда на кону почти 20% ВВП, а именно приблизительно столько сейчас составляет Бюджет Пенсионного фонда. Но это мелочи, по-сравнению с тем, что сейчас в Украине-то средний возраст ухода в мир иной – 68,5 лет, при средней продолжительности жизни 62 года у мужчин и 74 года у женщин. То есть мужчина до пенсии просто не доживут. А значит… им не потребуется платить пенсию! Все гениальное – просто. Почему бы тогда не повысить пенсионный возраст до 75 лет? Тогда всем оставшимся в живых – ну просто райские условия жизни можно было бы обеспечить!

И это не единственная «арифметическая ошибка». «Реформаторы» задумали еще и количество лет страхового стажа поднять, который нужен для получения пенсии. И тоже с благой целью – сделать равными размеры пенсий у мужчин и женщин. Ну прям записные феминисты развелись среди «реформаторов». Но вот незадача какая – для этого они придумали поднять существующие сроки на 10 лет и оказалось, что для оформления пенсий мужчинам понадобиться 35 лет страхового стажа, а женщинам – 30. Обычный советский четвероклассник пояснил бы дядям и тетям, охваченным реформаторской горячкой, что 35 > 30 ровно на 1/7. Поэтому пенсии у них будут отличаться в размерах при прочих равных условиях всегда! Но, очевидно, для «реформаторов» это просто высшая математика.

Не менее любопытной выглядит идея внедрения Единого Социального Взноса. Как полагают авторы реформы, это существенно упростит процедуру администрирования и увеличит наполняемость бюджета Пенсионного фонда. Одна незадача, на эти грабли уже несколько лет назад наступила Россия, которая теперь вынуждена постоянно дотировать Пенсионный фонд из Бюджета. Но Россия может себе это позволить! Там есть что продавать, газ и нефть пока в цене. У Украины – продавать-то нечего.

Еще одни грабли, на которые наступили россияне – это накопительная система. Большинство граждан так и не перевело никуда средства, которыми продолжает распоряжаться Внешэкономбанк РФ, который был выбран в качестве первичного держателя накопительных счетов. Но доходность по таким счетам – чуть выше 4%. То есть все участники системы уже потеряли массу денег за счет того, что их банально «съела» инфляция. Отечественные «реформаторы» пошли еще дальше – они предложили сделать распорядителем средств накопительной системы… Пенсионный фонд! Интересно, при 13,1% в этом году – сколько потеряют те, кто надеется получить пенсию из накопительной системы да буде она наконец-то введена? А если будет 20% инфляции? Ведь Пенсионный фонд – не банк, он % не выплачивает! Кто покроет разницу от инфляции? Или Пенсионный фонд планируется сделать Государственным пенсионным банком?…

Досрочные и повышенные пенсии собираются выплачивать за счет внедрения некой корпоративной пенсионной программы. Понимать это следует очевидно так: шахтеры будут получать пенсию за счет шахт, военные – за счет коммерческой деятельности армии, милиционеры – за счет платных услуг ГАИ и т.д. Вот только непонятно, а что делать в случае когда частная компания разориься/сменит владельца/преобразуется/разделится на части и т.д. и т.п.? Кто в этом случае будет выплачивать пенсии? Пушкин?

В общем – жить будет определенно веселее. Но – бедно, болезненно и не долго. Прям как говорил знаменитый бяларуский бацька: «бялорусы будут жить плохо, но недолго».

Это первая история о реальной действительности программы реформ «Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава».

Антон Овсеенко