Конституція. Коаліція. Янукович.

Верховная Рада приняла во втором чтении закон о внесении изменений в «Закон о регламенте ВР», согласно которым коалиция формируется не только на основе парламентских фракций, но и с участием отдельных депутатов. Задача формирования арифметической коалиции кажется уже решенной, но решена ли она политически?

Конституция. Коалиция.

Коалиция в парламенте – это политическое объединение парламентских партий, за которые голосовали избиратели на выборах. Партии участвуют в выборах со своими списками и программами, затем в парламенте фракции путем объединения в коалицию формируют правительство.

Другими словами, коалиция является интегральным элементом целостной цепочки парламентской логики формирования власти: выборы, избиратель, парламент, коалиция, премьер-министр, правительство. В свою очередь, президент может влиять на коалицию только через свою фракцию в парламенте.

Президентская фракция, а не сам президент выполняет роль переговорщика при формировании коалиции. Далее функции президента чисто номинальные: он должен внести на голосование кандидатуру премьера, которую предложила коалиция.

Так, за период своего президенства Ющенко по этим правилам два раза вносил на голосование в ВР кандидатуры премьер-министра, которые предлагала коалиция — в одном случае это был Янукович, а в другом – Тимошенко.

Конституция гласит, что коалиция и премьер-министр неразделимы и невозможны друг без друга. премьер-министр представляет коалицию.

Но премьер может представлять и президента, если они договорились на конституционных основаниях. Либо партия президента входит в состав коалиции, либо президент договаривается работать с коалицией и ее премьером на коабитационных началах. Если таких договоренностей недостигнуто, то парламент идет на выборы.

Однако Янукович уже сейчас отказывается от конституционных правил игры и пытается навязать свою молниеносную игру. Можно сравнить, что если сам Янукович хорошо играет в теннис, а парламентские фракции играют в футбол, то это не означает, что депутаты должны бросить футбол и начинать играть в теннис.

Помимо парламентского у коалиции есть еще и конституционный смысл. Сегодня многие ведут разговоры о том, что проблема коалиции есть чисто вопросом регламента, а не Конституции. Но это было бы так, если бы в Украине уже состоялся парламентский режим.  Пока что закрепление коалиции в качестве конституционной нормы (статья 83 Конституции) создает форму для  конституционного принуждения к режиму группового управления элит.

За коалицией по определению стоят несколько игроков, а не один игрок – президент, потому и был осуществлен переход к компромиссной консолидации различных элитных групп при формировании правительства. Конституционное закрепление коалиции  — это полупринудительный вариант парламентской демократии в Украине.

Коалиция обеспечивает плюралистичность политической системы в таком сложном государстве как Украина, то есть выступает гарантом от монополизации власти со стороны одной элитной группы и одного игрока. Нет и не может быть никаких гарантий того, что монополизированная президентская власть будет более эффективна, нежели групповая. У американцев на этот счет есть поговорка: если король управляет эффективно, то это не свидетельствует в пользу монархии.

Главная опасность изменений принципов формирования коалиции в «переписанном» регламенте заключается в том, что парламентская логика формирования власти окажется сломанной, а политический курс власти теперь не будет зависеть от результатов парламентских выборов.

Фабрикация большинства в результате смешивания отдельных фракций и депутатских «тушек» в конечном счете приведет к политической девальвации коалиции и выхолащиванию политических, электоральных, институциональных оснований для межэлитного равновесия. Пытаясь подменить 83 статью Конституции «сфабрикованной» регламентной нормой, регионалы и примкнувшие депутаты нарушают эволюцию политического режима.

Вопрос не в арифметическом суммировании коалиции, а в том, какое направление развития получит политическая система. Либо будет продолжена логика парламенстко-президенсткого режима с ее атрибутами коалиционного принуждения к элитному компромиссу, либо будет возврат к концентрации президентской власти, когда президент находится над коалицией и подменяет собой элиты.

Коалиция. Янукович.

Чего же хочет Янукович? Вроде бы того же, что и все – стабильности и порядка. Но каким образом? Презид