Кто идет в президенты? Виктор Янукович

Часть 2. Эшелон власти или состав преступления?

Для начала, прежде чем продолжить рассказ о карьере бедного сироты из Енакиево Вити Януковича, посмотрим, что же он из себя представляет сегодня? Отдал президентство Виктору Ющенко, когда «шапка Мономаха» уже почти была у самого на голове, потом отдал и премьерство — Юлечке Тимошенко, ну, понятно, надо уступать женщине. Вот только не слишком ли часто Янукович уступает этой женщине?1251822275_yan_palatka

«Реальный папа» и нереальный оппозиционер

«Вы представляете, что творила бы со страной Юлия Владимировна, если бы Кабмином управлял сегодня Янукович, кризис был такой же, а то и поменьше, а Тимошенко считалась главной оппозиционеркой?! То-то же. «Украина без Кучмы» показалась бы Виктору Федоровичу жалким лепетом стайки маргиналов. Члены ПАСЕ не вылезали бы из Киева, скрупулезно фиксируя нарушения преступным режимом Ющенко-Януковича прав человека. FATF снова определил бы нашу страну в свой черный-пречерный список… Ну, и так далее.

А что делает Янукович? Пара-тройка жалких пипл-шоу на Майдане. Неубедительные шахтеры. Робкие попытки втюхать правительству оппозиционную программу борьбы с кризисом. Разве это психология пламенного оппозиционера, выразителя чаяний народных в борьбе против зажравшегося режима? Янукович смиренно ждет, покуда народу до чертиков надоест Тимошенко со своими популистскими замашками, после чего этот народ лично передаст Виктору Федоровичу власть на блюдечке с бело-голубой каемочкой. В общем, налицо полное неумение проигрывать и пребывать в оппозиции«, — писала «Трибуна».

Хотя лично я снова, неожиданно для себя, заступлюсь за Виктора Федоровича. Потому что он дважды сознательно отдавал власть, точнее, трижды — он не только отдал пост премьера Тимошенко, до этого он пошел на досрочные парламентские выборы, которых она так жаждала. И когда Партия регионов и на этих выборах взяла наибольший процент голосов избирателей, Янукович все-таки пошел в оппозицию, дав «оранжевым» снова сформировать и коалицию, и правительство.

А может, это был стратегический ход? Дать своим политическим противникам проявить свою дурь во всей красе? Чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что ЭТИ люди никогда не смогут управлять страной? Конечно, несколько смахивает на мазохизм, но все-таки — зачем устраивать бесконечные войны в парламенте, если через год-другой всем все станет ясно? И сегодняшние рейтинги показывают, что не только Ющенко, имеющий рейтинг в районе статистической погрешности, но и Тимошенко стремительно теряет свой электорат. И вряд ли ей удастся без какого-либо политического трюка «взять» хотя бы 30% голосов украинцев.

И все же я не спешил бы делать выводы, а так же не стал бы делать ставку на президентство Януковича — еще многое может поменяться. Но вот поменяется ли сам Виктор Федорович? Сможет ли он учесть свой, в том числе, и печальный опыт политических поражений? Для этого нужно знать — каким он был…

«Знаете — каким он парнем был?»

Итак, не будем снова начинать утомительный экскурс в доказанное судом криминальное прошлое кандидата в президенты В.Ф.Януковича. Две судимости в юности за драку — это по нынешним временам можно назвать неудачным стечением обстоятельств, а первый грабеж — часы потерпевшего — сегодня не стали бы даже квалифицировать как грабеж. Впрочем, нынешняя милиция даже убийства умудряется списывать на несчастный случай или шалость подростков.

Как я уже писал, покровитель Вити Януковича Николай Сенченко, в прошлом  директор объединения «Орджоникидзеуголь», помог будущему «профессору» закончить Донецкий политехнический институт и стать гендиректором объединений «Донбасстрансремонт» и «Укруглепромтранс». Причем, еще в 1976 году студент 2-го курса Янукович, несмотря на имеющиеся судимости, назначается директором автобазы производственного объединения «Орджоникидзеуголь». А дальше, как говорится, дело техники.В августе 1996-го Виктор Янукович назначен заместителем по промышленности донецкого губернатора, а в сентябре — уже первым заместителем председателя областной государственной администрации. В мае 1997-го Виктор Федорович становится председателем Донецкой облгосадминистрации.

С 14 мая 1997 года по ноябрь 2002 года Янукович возглавлял Донецкую областную  государственную администрацию, был депутатом Донецкого областного совета.

С мая 1999 по май 2001 года он по совместительству — глава Донецкого областного совета. Именно в этот период был прекращен извечный конфликт между «донецкими» и «днепропетровскими», причем, Янукович сыграл здесь решающую роль.

Кстати, в 2001 будущий премьер закончил факультет международного права Украинской академии внешней торговли. Правда, на лекциях его никто не видел, впрочем, шутка ли — губернатор, как простой студент, будет на лекции бегать.

21 ноября 2002 года 234 голосами «за» Виктор Янукович был назначен Верховной Радой на должность премьер-министра Украины. 19 апреля 2003 года на съезде Партии регионов его избирают председателем партии. Дальше оставалась только одна ступенька в карьере — пост президента страны.

И вот здесь-то Виктор Федорович забуксовал.

Даже «Досье» на Януковича, принадлежащее перу украинского журналиста Сергея Руденко, не содержит особого компромата, кроме судимостей, о которых я рассказал в первой части статьи, и «пленок майора Мельниченко», цену которых сегодня можно узнать на любом рынке. А вот откуда у бывшего премьер-министра нажитое, несомненно, «тяжким непосильным трудом» дачи, квартиры, акции, тот же дом в Межигорье общей площадью около 600 кв. метров, полезная площадь которого — около 250 кв. метров, который так хочет отнять у него его вечный соперник Тимошенко. При этом, кстати, в своей декларация о доходах Янукович выглядит скромным и даже бедным — на фоне хотя бы той же Тимошенко, которой на ее любимый «Луи Виттон» скидываются тетя и дочка.

Но сегодня главный оппозиционер страны вынужден бороться за свою резиденцию, а всего каких-то 5-6 лет назад поговорка «воровал вагонами» вполне могла быть применима к Виктору Януковичу.

Мертвые не говорят

Многое мог бы рассказать бывший и покойный транспортный министр Георгий Кирпа, кстати, в 2004 г. еще один РЕАЛЬНЫЙ кандидат в президенты, который активно помогал бывшему губернатору земли донецкой, а потом премьеру и кандидату в президенты создавать эдакий остров сокровищ донецкого разлива. Но трагическая и загадочная гибель Кирпы, которую до сих пор никто не исследовал, спрятала, как казалось, все концы в воду. Но следы все равно остались. И пути накопления стартового капитала для президентской гонки были проложены по линии украинских железных дорог.

В 1997 г. Губернатор донецкой области Янукович решил создать транспортную компанию «Лемтранс» на базе донецкой железной дороги. Зачем? А вот зачем — новоявленная компания должна была переключить на себя некоторые функции «Укрзалiзницi» по перевозке металлургического сырья, кокса, угля, металлов в пределах Донецка, Кривбасса, Азовско-Черноморских морских портов. Естественно, для выполнения поставленной задачи новой компании нужны были вагоны, локомотивы, кадры, средства связи, а главное — льготные тарифы на все эти перевозки. И вот когда генеральным директором «Укрзалiзницi» и министром транспорта Украины стал Георгий Кирпа, процесс, что называется, пошел.

Секретные указы премьера

Итак, новую компанию, попрессовав начальника Донецкой железной дороги, создали. А  через предприятие «Укртранслизинг» «Лемтрансу» передали из общего инвентарного парка украинских железных дорог около 20 тысяч вагонов. Почему так просто и легко? Да потому, что (согласно информации ЛИГА Бизнес Информ от 24.10.03) донецкое ООО «Лемтранс» приобрело пакет акций лизинговой компании «Укртранслизинг» в размере, превышающий 50%. И Антимонопольный комитет Украины сделку санкционировал!

Одним словом, лед тронулся, господа присяжные заседатели.

В то время, когда никому неизвестный донецкий губернатор Янукович появился в украинском правительстве в роли премьер-министра, никто не задавал вопрос — а почему вдруг именно он? Его работу на посту губернатора Леонид Кучма всячески хвалил, мол, крепкий хозяйственник, поднял Донбасс и все такое. Но никто не интересовался, а что поднял с Донбасса бывший губернатор? Точнее, сколько поднял? Посредством вот такой вот операции по созданию маленькой такой железнодорожной компании Янукович поднял, говоря языком «джентльменов удачи», «неплохие бабки». И продолжал поднимать, но уже на другом уровне.

Вот, к примеру, тайное (!) распоряжение тогдашнего премьера Януковича НР 455-р («р» означает — секретный!) от 13.07.04 г. устанавливает порядок определения платы за перевозку в СОБСТВЕННЫХ вагонах с учетом категории личности (оператора). По этому распоряжению компания «Лемтранс», то есть, Янукович, и «Укрметаллургтранс», то есть, Пинчук, получают практически 50%-ю  скидку. То есть, взяли в лизинг, т.е. во временное пользование с правом выкупа 20 тыс. вагонов со скидкой 50%. А поскольку дефицит — надо же! — подвижного состава общего железнодорожного парка довольно высок, то многие грузоперевозчики обращаются к вот этим СОБСТВЕННЫМ компаниям. Которые, несмотря на скидку от государства, выполняют перевозки по общим тарифам. И, кроме того, накручивают дополнительные комиссионные — до 30%! Лихо? Выражаясь «джентльменским» языком, «на голом месте подняли бабки и развели лохов». А в роли лохов — не только бизнесмены, но и родное государство. Ведь мало того, что работы выполняет не государственная компания по утвержденным расценкам — частник получают 80% от этого тарифа. «На карман», как говорят… ну, понятно, кто. А чей, интересно карман? И куда потом вынимают, пардон, «бабло»?

«Бабло побеждает зло»?

Как вы помните, секретное распоряжение было датировано 13 июля 2004 года, в разгар подготовки для бывшего дона-губернатора, который стал премьер-министром, кресла президента. А ведь избирательная кампания стоит денег! И этот вопрос помогла решать искомая железнодорожная компания. И не одна она.

Только деньги не могут возникать из ниоткуда. Если у кого-то в карманах прибавилось, то значит, кто-то обнаружил в своих карманах дыры. Вопрос прямых убытков государства, выражавшихся в недополучении прибыли украинской железной дорогою, почему-то не рассматривался.

Но кроме этих убытков были и другие! Ведь перевозки по льготным тарифам — и по государственным железным дорогам! — были убыточными для «Укрзалiзницi». На каждую гривну, заработанную в результате таких перевозок, она должна была выложить из своего кармана, то есть, государственного, 25 копеек. Почему? Все очень просто. Допустим, тариф — это 1 гривна. 50% скидка — это уже 50 копеек. А плюс 30% накрутки — и перевозчики зарабатывают уже 1 гривну 30 копеек. То есть, чистая сверхприбыль — 80 копеек — государству ведь платят те же 50 копеек.

Если еще платят.

А наивное государство за свой счет осуществляет амортизационные отчисления за ремонт вагонов. Плюс — ремонт самих путей. То есть, даже из этих 50 копеек в структуре затрат по УЗ заложено на материалы — 10% и на амортотчисления — 14%. Отсюда и 25 копеек, которые с каждой гривны прибыли не новые компании-перевозчики, а «Укрзалiзниця» выкладывает из своего, а точнее, из госкармана.

Вот вам и дыры в бюджете.

А теперь посчитаем прибыль в кармане частных компаний. Учитывая объемы перевозок между комбинатами, заводами и портами по каждой фирме первой категории это порядка 1,5-2 млрд. гривен в год. Произведя несложные арифметические действия можно увидеть, что «Укрзалiзниця» понесла убытки в размере не менее 500 миллионов! А более 550 миллионов — это уже ПРИБЫЛЬ вышеуказанных компаний. Можно эти деньги потратить не только на собственные выборы, но и «подогреть» электорат, в первую очередь, донецкий. То есть, за их же деньги их же и облагодетельствовать.

Чудесно!

Обыкновенное чудо

Кучмовское восхищение донецкими «чудесами» губернатора готовилось заранее. Следует отметить, что компания «Укртранслизинг», с помощью которой и создавались новые конкуренты «Укрзалiзницi»,  родилась после постановления КМУ № 840 от 06.08.98 «С целью обеспечения железнодорожного транспорта подвижным составом и поддержки отечественных предприятий транспортного машиностроения».

Вот это цинизм! Ведь через «Укртранслизинг» вагоны просто украли!

Впрочем, отечественные машиностроители были как бы привлечены. В 1998 г. были указаны источники формирования государственной части уставного фонда «Укртранслизинга» — «амортизационные отчисления  (помните, те самые 25 копеек!) Донецкой и Приднепровской железных дорог на обновление железнодорожного подвижного состава в сумме 20 млн. грн.».

А в июне 2001 г. уже другим постановлением КМУ № 778 вышеуказанное постановление было дополнено интересным пунктом №7: «Министерству транспорта и ФГИ обеспечить… увеличение государственной доли уставного фонда Компании не менее, нежели на 200 млн. грн. за счет собственных средств и имущества железных дорог и размещения на договорной основе заказов на изготовление самолетов Ан-140, ан-74ТК Харьковским государственным авиационным предприятием».

На эти 200 миллионов никто самолеты не строил — своим приказом от 20 ноября 2001 г. (который сам подписал!) Гендиректор «Укрзалiзницi»  Кирпа, прикрываясь решением «Совета «Укрзалiзницi», выделяет в уставной фонд «Укртранслизинга» всю эту сумму. А себе в решении Совета оговаривает право на подпись документов, договоров и дополнений к ним, связанных с участием украинских железных дорог в деятельности этой компании. И право представлять в этой деятельности интересы государства.

Сразу началась бурная «деятельность» по «прихватизации» государственного имущества в виде подвижного состава.

Состав преступления в эшелонах власти

Уставной фонд «Укртранслизинга» пополнялся непрерывно. Еще бы — сам Георгий Михайлович Кирпа был «в доле». Например, передал туда 5 000 цистерн для перевозок нефти. А «Укртранслизинг», в свою очередь — мы помним, что государство в этой компании представлял сам же Кирпа — передает эти цистерны ЗАО «Трансфорвардинг лимитед АГ». Которое контролирует… тоже Кирпа, но Виталий Георгиевич — гражданин Словакии, но сын украинского чиновника высшего ранга.

Украинская железная дорога уже не может, таким образом, ввиду нехватки цистерн, осуществлять перевозку нефтепродуктов. А вышеуказанное ЗАО младшего Кирпы, а потом и другие его фирмы (Риал Истейт АГ, Фиакр, F.M.S.Групп) монополизировали все виды подобных перевозок, навязав «Укрзалiзницi» необходимость установить им льготы. Которые секретным распоряжением КМУ №455-р и были делегированы.

Вот такая интересная карусель закручивалась.

Но и двухсот миллионов в уставном фонде «Укртранслизинга» оказалось мало! В марте Георгий Кирпа выходит на премьера Януковича с интересным предложением. В результате которого постановлением КМУ № 351 вновь меняет 7 пункт своего предыдущего постановления № 778 от 11.07.01., где государственная часть этой лизинговой компании увеличена до 630 млн. грн. И снова «изготовление самолетов» и прочая лабуда. И уже, руководствуясь данным постановлением и приказом Минтранса «1301 от 31.12.03 «Укрзалiзниця» передает в уставной фонд «Укртранслизинга» 1809 вагонов. А потом еще 10 тыс. полувагонов. Далее эти полувагоны через «Украинскую транспортную операторскую компанию» передаются… ООО «Лемтранс»! Одним словом, 20% инвентарного парка лучших полувагонов получили «донецкие».

Было на чем возить «избирателей»!

Делаем лизинг премьеру

Слово «лизинг» означает «взять в аренду с правом выкупа». А какая тут аренда — взяли и передали целые составы из государственных рук в частные. Между делом ООО «Украинская транспортная операторская компания» инвестирует немалые средства в: ОО «Аэролизинг» — 270 млн. грн из «уставных» 300, ООО «Финансы, инвестиции, лизинг» 40 млн. из 80 млн. грн. Только и там лизинг не наблюдается — все свои средства лизинговые компании… инвестируют. Хотя созданы не для этого.

А куда инвестируют?

В «Укртранслизинг»!

То есть, посредством цепочки передач государственное имущество становится частным, но «Укртранслизинг» получает уже не государственное, а частное имущество и чист перед законом. Схема знакомая, не так ли?

А если посмотреть исходное постановление КМУ № 840 от 06.08.98, согласно которого и появился на свет «Укртранслизинг»?

НИ ОДНОЙ ПОСТАВКИ на условиях лизинга подвижного железнодорожного состава не было. И только за счет такой карусели, а точнее — финансовых манипуляций право на управление госимуществом на сумму более 800 млн. гривен получили… а кто получил? Это тоже довольно интересно.

К примеру, «Аэролизинг Украины» с уставным фондом в 300 млн. грн. и прибылью аж в 6 800 грн. — это всего лишь два человека: директор и бухгалтер! Руководитель «Аэролизинга» Сергей Ермольчук работал и проживал… в Донецке. И периодически выезжал в Харьков — для решения, видимо, аэродинамических вопросов. Кому он там «лизинг» осуществлял? Видимо, тем, кто передавал деньги по цепочке дальше.

Кто в этой цепочке на самом верху — и ежу понятно.

И хотя Виктор Янукович сейчас видный оппозиционер и все такое — фирмы-то все эти, скорее всего, реально существуют и поныне. И продолжают зарабатывать деньги. Кому? И на какие цели? Думаю, вопрос риторический…

Рассказывать о том, каков был жизненный и творческий путь Виктора Федоровича Януковича после того, как он в 2004 г. уступил пост президента Виктору Андреевичу Ющенко, я думаю, нет смысла — мы все видим обоих Викторов, которые викторию так и не добыли. Не смогли объегорить друг друга, как не юлили.

Но именно Юля сможет показать Викторам Кузькину мать.

И если Янукович вновь сможет так же талантливо, как в прошлом Георгий Кирпа, который реально стоял за всем этим «лизингом» («узнаю зловещую лапу Корейко — ред.»), не только грабить родное государство, но и уконтрапуктить своего конкурента Тимошенко — у него действительно будет реальный шанс стать «реальным папой», то есть, президентом Украины.

Александр Воронцов