Названый президент или Янукович как Англия

«В каждом случае мы должны мыслить в терминах целого, а не части, видеть главы повести как события жизни общества, а не отдельного его члена, следить за судьбами его представителей — не за каждым, а в общем потоке…»

Приведенные в подзаголовке слова Арнольда Тойнби, которые стали чрезвычайно популярны в Украине на Пасху благодаря безумной статье Анны Герман в последнем «Зеркале недели», несмотря на свою банальность, сослужат добрую службу. Но наше «поле исследования», пользуясь выражением того же английского философа истории, – все же «отдельный член», которого, однако, даже при всем желании, «относительно изолировать» (как ту же Англию, о которой, «вслед за Тойнби», немного поразмышляла и г-жа Герман) не удастся. Во-первых, этот «член» – Виктор Янукович, которого в свое время уже «изолировали» от общества, причем дважды, хоть к добру это и не привело. Во-вторых, «события жизни» этого «отдельного члена» с недавних пор так вписаны в «общий поток», что любое деяние Виктора Федоровича как частного лица становится «событием жизни общества».

Речь, разумеется, о последнем визите г-на Януковича в Москву, который предварили указанные «геополитические» заметки г-жи Герман. Поначалу поездка преподносилась той же Анной Николаевной как сугубо частное мероприятие: поехал на могилу космонавта Берегового, которого, как вдруг выяснилось накануне, Янукович считает своим «названым отцом». С одной стороны, сыновние чувства, которые испытывает Янукович к этому уважаемому человеку, понятны: если б не вмешательство Берегового, то судьба юного рецидивиста из Енакиево могла бы сложиться не столь лучезарно. Но почему именно в понедельник после Пасхи? Объяснять обуявшее Януковича желание посетить кладбище в далекой Москве именно 5 апреля некими «пасхальными соображениями» не стоит, ибо православная традиция празднования Пасхи, рьяным почитателем которой является «названый сын» советского космонавта, отводит для посещения могил усопших специальный день – 9-й после Пасхи, известный как Радоница. Хотя и в этом году в той же Москве народ в массовом порядке отправился на кладбища именно на Пасху, несмотря на бесконечные предупреждения Московского патриархата о том, что «Пасха как праздник победы над смертью не должна быть поводом для посещения кладбищ» и считает продолжающую практику проводить Воскресение Христово на кладбище «странной советской традицией».

Но это для РПЦ советские традиции кажутся «странными». А вот для Анны Герман, потрясенной изучением первых страниц многотомного труда Тойнби, ничего «странным» уже не кажется – тем более в поведении Виктора Федоровича. Г-жа Герман указывает «главную ошибку» экс-президента Ющенко: он не задумывался над тем, что «история живет не только на страницах научных изданий, но и в памяти современников, переданной им в наследство предшественниками. Открыватель «чистой», не обезображенной советской идеологией истории Украины не учел, что национальная идея, основанная фактически на отказе от ее советского периода и антироссийской риторике, не объединит общество и не сгладит противоречия».

Кто-то наверняка возмутится, указав г-же Герман, что «память, переданная предшественниками», хранит такие страницы истории «совка», что до сих пор кровь в жилах стынет, хотя, разумеется, кто-то до сих пор «прется» при воспоминании, как он любовался с балкона на похороны убитого в Афганистане пацана, с которым вместе в одном классе учился. Но на г-жу Герман, как известно, доводы разума не производят особого впечатления: Анна Николаевна, если надо, докажет не только то, что «Дом с мезонином» является рассказом в стихах, но и то, что Чехов был «названым дедушкой» Юрия Гагарина. Собственно, примерно этим она и занимается в уже указанном «трактате» «Вслед за Тойнби»: «Вскоре мы будем отмечать 65-летие Великой Победы над фашизмом. Не все выйдут на военный парад, посвященный этому выдающемуся событию, и не все будут встречать этот праздник «со слезами на глазах»… Кто захочет — выйдет в этот день с георгиевской лентой, и никто не должен мешать ему это сделать, как и заставлять других разделить с ним радость Победы». Понятно, что «не все выйдут на парад»: во-первых, «всех» и не приглашали, а большинство реальных участников войны и не дойдет до трибуны, на которой будут красоваться радостные «первые лица» благодарных потомков. Во-вторых, придуманный кремлевским «путинюгендом» обряд «георгиевских ленточек» – это вовсе не советская традиция. В-третьих, и при Ющенко в Украине в этих ленточках щеголяли все желающие – кто к «трофейному» «мерсу» привязывал, кто к мини-юбке пришпиливал…

Но вернемся к последнему визиту г-на Януковича в Москву. Судя по всему, даже супруга Виктора Федоровича была не в курсе, что у нее объявился «названый свекор», да к тому же космонавт, ибо г-жи Люси в плане визита (изначально – неофициального, частного) не было. Отчасти это понятно и объяснимо. Виктор Федорович – это не только «названый сын» космонавта (не исключено, что скоро Анна Герман выяснит, что его и на зоне величали не «Хам», а «Витя-Космос»), но и породистый интеллигент в 4-м колене. У Люси родословная явно подкачала: ну, был где-то там родич – начальник горсуда Енакиево, который, возможно, для реабилитации ее супруга сделал не меньше Берегового, но эту «генеалогическую ветвь» давно отрезали, сожгли и пепел под терриконом закопали. Но вдруг, уже в понедельник, в день визита, стало известно, что кроме частных забот у Януковича наметились и другие соблазны – Кирилл, Медведев… В Администрации Януковича тут же прикинули, что эта программа как-то на частный визит уже не тянет, и объявили, что визит является «однодневным рабочим». Но лишь после того, как «Обком» указал на этот «плюрализм», подчиненные Анны Герман поняли, что слегка погорячились, и визит на официальном сайте Януковича стал просто «однодневным». Но от этого не стал более понятным («прозрачным»). Поскольку сегодня пресс-служба Януковича вдруг сообщила, что Виктор Федорович с г-ном Медведевым не просто на «Победе» по резиденции российского президента гоняли (интересно, как невеликий, особенно по сравнению со своим гостем, Дмитрий Анатольевич до педалей доставал?) – они еще и о газе поговорили. Так что ждем дальнейших уточнений, например: за счет госказны совершал перелет в Москву и обратно Виктор Федорович или же, если это был не совсем «частный визит», то оплачивал ли он свой «чартер» из урезанной наполовину президентской зарплаты?

Есть и еще один мутный момент. А именно: с каких это пор Виктор Федорович стал импровизировать на тему «мы – дети галактики»? До озвученного в пятницу заявления Анны Герман о том, что Янукович считает космонавта Берегового своим «названым отцом», ни о чем таком подобном никогда не сообщалось. Например, в «хрестоматийном» изложении биографии Виктора Федоровича, подготовленном к Майдану-2004 некой Верой Николаевой (заявленный тираж – 800 000 экземпляров), есть целая глава под названием «Не у каждого друг – космонавт». Там приводятся воспоминания вдовы Берегового Лидии Матвеевны (почти через 10 лет, как сам космонавт скончался). Так вот, вдова Берегового отзывается о г-не Януковиче очень душевно – но никогда не упоминает ни о том, что тот считал Берегового «названым отцом», ни о том, что сам космонавт величал Виктора Федоровича «названым сыном». В указанной книге встречаются лишь такие словосочетания, как «молодой помощник», «молодой земляк», «молодой друг». Но – не более того, никаких свидетельств «названого отцовства».

Так что имеем право предположить, что идея величать космонавта Берегового «названым отцом» Виктора Януковича родилась в недрах его Администрации. Ведь на самом деле: без году неделя президент страны, в которой, по его словам, полная разруха, – а без Москвы Виктор Федорович как слепоглухонемой, застуканный ночью в момент нелегального пересечения государственной границы. А поскольку Анна Герман воспела в своем эссе о Тойнби гимн возвращающейся в Украину «многовекторности» эпохи Кучмы, то Виктору Федоровичу приходится соответствовать: мол, не так просто он с кремлевскими лидерами общается, а «по случаю» посещения могилы «отца».

Понять Виктора Федоровича в этом разрезе можно. Кому ж охота выглядеть беспомощной марионеткой в ранге президента? Поэтому «саммиты» со своими московскими начальниками он и обставляет по всем правилам дешевых шпионских бестселлеров, в которых визит на кладбище – один из самых удачных приемов конспирации.

В противном случае Януковича могут считать не столько «названым сыном космонавта», но и «названым президентом Украины». Ибо и в том и в другом случае он сам себя таковым провозгласил. Или кто-то уверен, что Янукович во 2-м туре выборов победил абсолютно честно?..

P.S.

Напоследок вновь обратимся к идеологическому орнаменту этого пасхального визита, а именно – к субботней статье Анны Герман «Вслед за Тойнби». Разумеется, не для того, чтобы в очередной раз указать, что в голове Анны Николаевны примерно та же субстанция, что и у Винни-Пуха. Как раз наоборот: г-жа Герман вполне «усекла» что к чему (и это, хотелось бы подчеркнуть, безотносительно к ее размышлениям о пользе федерализма и многоязычия в Украине). Например, она заявляет: «Как только историк начинает анализировать культурную сферу, он приходит к выводу, что связи Великобритании с остальным миром намного скромнее и ограничиваются странами Западной Европы, Америки и некоторых стран южных морей с католическим и протестантским населением. «Но стоит внимательнее всмотреться в культуру этих народов, как мы обнаружим заметное влияние на них русской литературы, дальневосточной живописи, индийской религии», – отмечает Тойнби». После чего восклицает: «Украина ощущает на себе влияние многих культур, и русской прежде всего».

Спору нет, отрицать влияние русской культуры (в том числе – и в самом негативном смысле) на мировую было бы глупо. Но г-н Тойнби начал сочинять свой бесконечный трактат без малого век назад и потому упомянул лишь значение «изобретения подводной лодки и самолета» для «международной солидарности, какого еще не знала мировая история». После этих пророческих замечаний многое изменилось: английский стал языком межнационального общения не только в мире, но и в СССР (вместо немецкого), «Битлз», «Пинк Флойд» и «Лед Зеппелин» внесли такой вклад в «культуру народов», который «дальневосточной живописи» даже не снился; фантасмагории Толкиена будоражили сердца молодежи на всех континентах задолго до появления ее кинематографического варианта, не говоря уже о влиянии почти насквозь англоязычного Интернета. Но то обстоятельство, что работы Тойнби стали доступны обитателям постсоветского пространства лишь спустя многие годы после того, как они стали сенсацией «второй свежести» на Западе, Анну Герман не смущает. Она прекрасно знает, что «влияние русской литературы» такого поборника «российского вектора», как Виктор Янукович, полностью обошло стороной – не считая, разумеется, Анны «АхмЕтовой» и прочей экзотики. Но вот влияние русской культуры в самом широком, то есть «исконном» смысле этого понятия («Лидер» – наместник Бога на земле!), в сознании Виктора Федоровича отложилось и окаменело.

Реверансы г-жи Герман-Стецив перед «постулатом теории» Хантингтона о том, что «линия раздела между цивилизациями проходит в том числе и по Украине», мы сознательно опускаем. Есть кому теперь на тему Хантингтона в Партии регионов рассуждать и без нее.

Опускаем и по той простой причине, что «раздел между цивилизациями» проходит отнюдь не по линии Днепра. «Раздел» проходит между теми, кто считает, что 30-летний бездельник может стать заместителем министра на том основании, что он сын Анны Герман, усердно обосновывающей правомерность Витька Януковича править Украиной, и теми, кто считает, что сын Герман имеет право на привилегии не больше, нежели сын Ющенко.

P.P.S.

Для того чтобы читатель мог ощутить градус бреда, которым несет от «пасхального сочинения» г-жи Герман, приводим еще пару фрагментов ее рассуждений на тему Тойнби (подозреваем, что уважаемый философ истории уже третьи сутки в гробу ворочается):

«Если последовать примеру Тойнби и попытаться проанализировать новейшую историю Украины во взаимосвязи с происходящим в мире, то отметим, что наши неразрешимые внутренние проблемы являются не только следствием наших собственных ошибок. Последние трагические события в Москве, сохранение напряженности в Афганистане, отсутствие прогресса в ближневосточном урегулировании, проблемы Европейского Союза свидетельствуют о том, что у человечества по-прежнему нет однозначных ответов на самые острые вызовы современности. Украина не исключение, мы тоже барахтаемся со своими собственными национальными бедами, понять сущность которых вне контекста геополитики невозможно».

Какое отношение имеют прошедшие выборы в Украине с их «текущим» изменением законодательства, неконституционное формирование большинства в Раде и т.п. к «напряженности в Афганистане»? И каким образом из этой «напряженности» следует понимание «сущности»?..

Но, уважаемый читатель, не переживайте по поводу этих странностей! Лучше читайте Анну Герман в оригинале:

«Но если евроинтеграционный тренд был и остается стратегическим стержнем нашей исторической перспективы, то отказ от стратегического партнерства с Россией ни в коем случае не может рассматриваться как альтернатива этому тренду».

Для тех, кто сразу «не въехал», приводим украинский вариант той же мысли, опубликованный тем же «Зеркалом недели»:

«Але якщо євроінтеграційний тренд був і залишається стратегічним стрижнем нашої історичної перспективи, то відмова від стратегічного партнерства з Росією в жодному разі не може розглядатися як альтернатива цьому тренду».

Легко убедиться, что странные, мягко говоря, умозаключения Ани Герман ничего не теряют на обоих языках…

Евгений КОСЯЧКОВ

zp8497586rq