Налоговые «реформы» новой власти – это насмешка!

Хочу сейчас остановиться на двух особенно «смешных» налоговых новшествах, презентованных недавно командой Януковича-Азарова.

Итак, министр финансов Федор Ярошенко во время заседания правительства  в среду, 9 июня объявил, что Кабмин предлагает ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан из двух ставок – 15% и 17%.

«Для доходов свыше 50 тыс. грн. (в месяц) мы предлагаем повысить ставку до 17%, для меньших доходов — сохранить на уровне 15%», – пояснил он, представляя проект Налогового кодекса.

Надо полагать, такое решение, по замыслам его авторов, должно, во-первых, уменьшить критику украинской власти за то, что богатые и очень богатые люди ныне платят подоходный налог по таким же ставкам, что и бедные – сейчас это 15%. В то время как на Западе уже давно – исповедуя принцип социальной справедливости – ставки подоходного налога тем выше, чем больше доход. Верхняя ставка прогрессивной шкалы достигает у них 50%, а в отдельных странах даже больше.

Во-вторых,  налоговые «реформаторы» надеются все же несколько увеличить объем поступлений от данного налога – раз кто-то будет платить больше. Во всяком случае, о такой якобы цели они непременно будут всем рассказывать.

Однако давайте внимательней присмотримся к этому налоговому новшеству! Конечно же, бросается в глаза  «дивная скромность» инициаторов данного налогового нововведения – то есть, правительства Азарова-Януковича…

Почему прогрессивная шкала предлагается на уровне аж 50 тыс. гривен? А что, чиновник или бизнесмен, получающий в месяц 30-40 тысяч – это бедный человек по сегодняшним украинским меркам? С учетом, что средняя зарплата в стране составляет всего лишь около 2 тыс. гривен?

Безусловно, логичнее и справедливее было бы пойти по другому пути. Следовало бы оттолкнуться если не от минимальной, то хотя бы от средней зарплаты, и ввести коэффициент 10 или 12. С тем чтобы более высокая ставка налогообложения коснулась зарплат на сегодняшнем уровне 10-15 тыс. гривен в месяц. Причем, ни в коем случае нельзя вводить в законодательство абсолютные цифры в гривнах, а нужно обязательно отталкиваться от динамичных величин – минимальной зарплаты, необлагаемого налогом минимума и т.п. Чтобы не повторить ошибку десятилетней давности, совершенную Кучмой с подачи Кужель, когда ввели максимальную ставку единого налога в 200 грн., а через несколько лет за счет инфляции данная сумма превратилась в мизер…

Кроме того, из каких таких побуждений предусматривается назначить прогрессивную ставку в 17% – всего на 2 п.п. больше первой в шкале налоговой ставки? Разве не разумнее и, опять таки, справедливее было сделать прогрессивную ставку намного выше – например, 30%? А еще логичнее, раз уж все равно вводится прогрессивная шкала, было бы сделать больше налоговых порогов. Скажем, если зарплата равна 10 минимальным зарплатам, то ставка подоходного налога равняется 25%, если зарплата соответствует 20 минимальным зарплатам, то налог 35%, если заработок в 30 минимальных зарплат и больше, то налог 40-45%…

А так что получается? Возьмем, к примеру, зарплату главы НБУ Владимира Стельмаха, которую недавно так бурно обсуждали. В первом квартале прошлого года общий заработок главного банкира составлял около 150 тыс. грн. в месяц.

Значит, при «старой» налоговой ставке (15%) он платил 22,5 тыс. грн., по «новым» же ставкам налог достигнет 24,5 тыс. грн. – на 2 тыс. больше. Разве ж это не смешно?.. Или чиновник, получающий 60 тыс. грн. в месяц, станет по-новому платить налога всего на 200 грн. больше прежнего. Как данная никчемная идея (с такой «удивительной» прогрессией) вообще могла прийти кому-то в голову?..

Не менее «странно» выглядит и еще одно новшество налогообложения, презентованное чуть ранее также министром финансов Ярошенко – речь идет о введении в Украине налога на недвижимое и движимое имущество или, по-другому, налоге на богатство (роскошь). Было, в частности, объявлено, что облагаться таким налогом будут квартиры площадью от 300 кв. м. и дома площадью от 500 кв. м.

Не правда ли, «умилительно»? Подавляющее большинство украинцев живут, как известно, в многоэтажках (в том числе, «хрущевках»), построенных еще во времена СССР или в первые годы независимости, площадь которых меньше 100 кв. м. Это – в городах (а у нас около 70% населения – городское), а в селах большинство людей живут в домах, также давно построенных, чуть большей площадью – но, как правило, менее 120-150 квадратов.

Для кого же «старались» авторы предложенного налога на недвижимость с такими абсурдными с точки зрения социально-экономических реалий в Украине нормами? А понятно, для кого – для себя родных…

Например, комфортабельная квартира в недавно выстроенном многоквартирном доме в Киеве может составлять площадь 250-300 кв. м., и, получается, за нее не придется платить налог. Но ведь всем известно, что в зависимости от района столицы такая квартира имеет рыночную цену в 0,5-1 млн. долл. и более. Неужели человек, купивший себе такую недвижимость, является бедным? И с него не нужно взимать налог на недвижимость? Или с владельца роскошного пригородного дома в 300-400 квадратов?

Любому незаангажированному эксперту очевидно, что облагать налогом на недвижимость следует квартиры площадью от 120-130 квадратов, а дома – свыше 170-200. Но так «почему-то» не думают в нынешнем правительстве…

Кроме того, снова таки, любой эксперт скажет, что от предложенных нововведений – по прогрессивному налогообложению  доходов физлиц и налогу на недвижимость – бюджеты получат дополнительно лишь «копейки». Зато налоговики будут усердно морочить данными новшествами голову себе и людям.

В связи с этим задаю вопрос: можно ли еще по-другому объяснить появление таких налоговых инициатив, кроме как профессиональной «неадекватностью» их авторов или намерением запудрить мозги общественности с целью, не дай Бог, не допустить, чтобы раскошелилось жирующее чиновничество от нынешней власти и опекаемые ею бизнесмены?..

Евгений Войтенко