Новый УПК: полицейское государство укрепляется

Введение нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, который вступил в силу с 20 ноября, неизбежно ставит вопрос о реформировании системы правоохранительных органов.

Вызвано это тем, что отменяется, прежде всего, так называемая альтернативная подследственность, когда по однотипным нарушениям или преступлениям могли возбудить дело и МВД, и СБУ, и прокуратура. Сейчас у каждого ведомства будет своя «зона ответственности», что вместе с декриминализацией части экономических преступлений позволяет значительно уменьшить количество следователей, а заодно и количество следственных изоляторов, их охрану, сократить конвойные войска и т.д. Также ликвидация до 1 января будущего года военных прокуратур автоматически сокращает численность работников прокуратуры (хоть военные прокуроры и носят военную форму, но организационно военные прокуратуры подчиняются генпрокурору, а главный военный прокурор числится заместителем руководителя ГПУ). Все это означает одно – правоохранителей в стране должно стать существенно меньше.

Казалось бы, украинская власть это прекрасно понимает. Так, непосредственно перед вступлением в силу нового УПК президент Виктор Янукович проанонсировал проведение реформ правоохранительных органов на совещании по «обеспечению противодействия преступности и коррупции в государстве в условиях реформирования уголовно-процессуального законодательства». В частности, заявив, что новый УПК станет важным шагом на пути к европейской интеграции страны, он отметил, что этот кодекс – лишь начало реформирования правоохранительных органов. «В условиях ограниченного финансирования надо подумать над перегруппированием сил и средств…. Неэффективные органы надо ликвидировать», — сказал Янукович.

Трудно не признать актуальность такого сокращения. На сегодня Украина, что совершенно очевидно, превратилась в полицейское государство, — численность одного только МВД в 2 раза превышает численность армии, а есть еще прокуратура, налоговая, спецслужбы. Правда, с численностью МВД в нашей стране существует эдакая перманентная неразбериха. Явно пугаясь поражающих цифр, представители и самого ведомства, и высшего руководства страны никогда не называет точных данных о численности всего Министерства внутренних дел. То из показателей выпадают Внутренние войска МВД, то усиленно занимающаяся коммерцией Госслужба охраны МВД (являющаяся структурным подразделением ведомства), то спецподразделения милиции, а чаще всего – все сразу.

Вот ровно год назад глава МВД во время парламентских слушаний порадовал законодателей, сообщив, что количество сотрудников милиции в Украине якобы «практически сравнялось с количеством полицейских в странах развитой демократии», — мол, сегодня задания милиции в Украине выполняют ее сотрудники, количество которых составляет 182 тыс. человек, и на 100 тыс. населения приходится 393 аттестованных милиционера (аттестованными сотрудниками милиции считаются сотрудники, имеющие звания и закончившие специальные учебные заведения). При том, что по озвученной министром статистике, численность МВД на 100 тыс. населения в России составляет 1117 (в реальности

– 976 чел), в Израиле — 420, в Венгрии – 399 (на самом деле 335), Польше – 322 (264), Германии — 321. Как не радоваться – оказывается, в Украине сотрудников МВД куда меньше, чем у соседей, и даже в некоторых европейских странах!

В экспертной среде эти басни вызвали безудержный смех. Поскольку по самым скромным подсчетам, если учесть спецподразделения милиции (прежде всего, печально известный по прошедшим выборам «Беркут» с его двумя полками, шестью отдельными батальонами и 19 ротами общей численностью более 3,25 тыс. человек и спецподразделение «Сокол» при Управлении по борьбе с организованной преступностью МВД, имеющее свои подразделения во всех регионах), а также Внутренние войска МВД общей численностью 33,3 тыс. человек, то на выходе получаем, по самым скромным подсчетам, 357.000 чел. То есть на 100 тыс населения в Украине приходится… 781 представитель МВД. При том, что по рекомендации ООН в демократических странах должно приходиться 222 правоохранителя на 100 тыс. населения, а в среднем по миру на сегодня эта цифра не превышает 300 чел!

Учтем также, что такое изобилие милиции – вовсе не советское наследство, доставшееся Украине со времен СССР. По данным, опубликованным в СМИ, в 1990 г в советской милиции служило 628.139 человек, что при населении СССР в 293 млн 47 тыс дает нам показатель в 214 милиционеров на 100 тыс населения.

Таким образом, сокращать численность правоохранителей давно пора – их число в разы превышает любые разумные пределы. Однако тут у украинской власти благие намерения, озвучиваемые перед телекамерами, явно не стыкуются с реальными планами, рассматриваемыми в Кабмине (а именно он устанавливает структуру МВД, а также готовит и подает в Раду законопроекты, устанавливающие численность силовых структур). Так, в начале октября этого года советник президента Украины — руководитель Главного управления по вопросам судоустройства Администрации президента Андрей Портнов заявил, что президент Украины намерен инициировать сокращение тысяч сотрудников спецподразделений СБУ и Министерства внутренних дел.

Однако не тут-то было. Уже через несколько дней премьер-министр Николай Азаров горячо опроверг эти планы. «Все разговоры о том, что произойдет сокращение количества сотрудников органов внутренних дел, безосновательны. Сейчас мы имеем оптимальную структуру, оптимальное сочетание технических служб, оперативных работников и патрульно-постовой службы», — заявил Азаров, которого процитировала пресс-служба правительства. Дальше – еще интереснее. В своем выступлении на упомянутом совещании по случаю принятия нового УПК и сам Янукович, заявив о необходимости ликвидации «неэффективных органов», сразу оговорился: «Нельзя в условиях непростой криминальной ситуации идти на необдуманное сокращение основного оперативного звена. Наоборот, это звено должно быть ресурсно усилено за счет обслуживающих и руководящих подразделений».

Вот вам и реформа с «сокращением» МВД. Как видим, штат его будет только расти за счет обслуживающих подразделений и руководства, и это при том, что на начало этого года центральный аппарат МВД и без того имел чудовищные размеры, насчитывая 2.653 чел – это не считая территориальных управлений!

Кстати, не ясно, о какой «непростой криминальной ситуации» вещает Янукович, оправдывая этим построение своего полицейского государства. Ведь, согласно официальным данным МВД Украины, опубликованным всего за несколько дней до выступления Януковича, за девять месяцев 2012 года на 10 тыс. человек в Украине в среднем пришлось 81,5 преступлений. Если поверить этим цифрам, то Украина – наименее криминогенная страна в Европе! Например, в Германии ежегодно фиксируют 739 правонарушений на 10 тыс населения, во Франции — 563, в России — 253,4 (хотя в РФ госструктуры так же, как и в Украине, любят «играть» со статистикой, понятно, в сторону уменьшения). По сути, своими показателями МВД Украины просто кричит: в Украине все спокойно, преступность минимальна, ее, по сравнению с Европой, у нас практически нет! Возникает вопрос: зачем же тогда содержать такое чудовищное количество правоохранителей? И к чему, как утверждает Янукович, необходимо срочно усиливать основное оперативное звено – за счет обслуживающих и руководящих структур?

Но это не все. В преддверии вступления в силу нового УПК Азаров решил «усилить» некоторые весьма сомнительные направления деятельности МВД. В частности, в начале ноября 2012 г Кабмин внес изменения в пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393, согласно которому вносятся изменения относительно зачисления выслуги лет для назначения пенсий на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) времени прохождения службы военнослужащими внутренних войск МВД Украины в подразделениях по конвоированию лиц, взятых под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, и охраны их во время судебного заседания.

Это – откровенный анекдот. Начать стоит с того, что само понятие «конвойные войска» в цивилизованном мире звучит как неприличная шутка времен гитлеровской Германии и сталинской России, — в демократических странах конвоированием и охраной подследственных и осужденных занимаются исключительно пенитенциарные службы, не имеющие отношения ни к МВД, ни тем более к военной сфере (вообще внутренние войска в составе МВД – это элемент сугубо тоталитарных государств). А в Украине не просто не собираются расформировывать этот явно антидемократический анахронизм, а наоборот – причисляют службу в конвойных войсках к службе в «боевых» подразделениях в тяжелых условиях, засчитывая месяц такой службы за полтора! К слову, в той же сегодняшней России при всех ее признаках авторитарного государства «конвойные» и «охранные» функции давно выполняет отдельная от МВД Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН РФ), в составе которой для этого создано Управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов и Управление охраны и конвоирования.

В итоге наблюдаем странную картину. С введением нового УПК заявленная «реформа» правоохранительных органов сводится уж никак не к их сокращению, а наоборот — к усилению, включая их «военную составляющую», которой в демократической стране просто не место. Какие «важные шаги по европейской интеграции страны» в этой ситуации увидел нынешний президент Украины – покрыто мраком тайны.