Они уже идут к Вам, или Опасный казус местных выборов

Конституционный суд поставил Верховную Раду в тупик. Это нечто вроде «казнить нельзя помиловать» без запятой, но с требованием исполнить немедленно.

Отменив выборы в местные органы власти в мае 2010 года, депутаты решили провести их в марте 2011. Об этом говорилось в переходных положениях «бютовского» законопроекта о внесении изменений в Конституцию, который парламентарии направили в Конституционный суд. Отдав за это решение ни много, ни мало почти четыреста голосов. Хотя мотивы у разных фракций были разные.

Местным советам и их главам на уровне сел, поселков и городов предполагалось, таким образом, продлить срок полномочий ровно на год. Это нарушало права граждан избирать и быть избранными, и тем явно противоречило Основному Закону. «Регионалы», правда, еще в день голосования успокаивали, что дату выборов могут перенести на осень текущего года.

В новой власти, очевидно, прикидывали возможные выгоды и риски. А, оперативно подмяв под себя всю центральную власть и придавив конкурентов, «регионалы» определили и новую дату местных выборов – 31 октября. Пока власть крайне сильна, а оппозиция крайне деморализована. Именно добить последнюю и призван новый закон о местных выборах, который будет внесен в парламент на будущей неделе.

Для этого у «регионалов» теперь есть более чем весомые основания: их инициативу по как можно более скорому проведению выборов освятил Конституционный суд. Во вторник он обнародовал вывод, признав неконституционной годовую отсрочку народного волеизъявления. Но…

Направленный в КС проект изменений в Конституцию предполагал уравнивание сроков полномочий местных советов и глав сел, поселков и городов. Дело в том, что политреформа 2004 года содержала неувязку, согласно которой, начиная от нынешних местных выборов, советы избираются на пять лет, а их главы – на четыре года.

Кроме того, законопроект предполагал, что, после его принятия, и советы, и их председатели будут избираться на пять лет исключительно на очередных выборах. А органы самоуправления тех населенных пунктов, где выборы прошли досрочно, будут полномочны только до завершения очередных выборов. Иными словами, избирательные кампании на местах проходят по всей стране одновременно.

В переходных положениях оговаривалось, что местные советы и сельские, поселковые, городские головы, избранные в период с 26 марта 2006 года (последняя по времени очередная дата выборов) по 27 марта 2011 года, теряют свои полномочия с началом работы советов и их глав, избранных 27 марта 2011 года.

То есть, вступление в силу Конституции новой редакции было ориентировано на конкретную дату. Смысл этой инициативы был в том, чтобы с этой даты все органы местного самоуправления избирались в один день. Ее авторы намеревались ликвидировать избирательный хаос, когда в стране где-то постоянно проходят выборы, поскольку приблизительно в трети всех украинских населенных пунктов в то или иное время прошли досрочные волеизъявления.

Однако, КС эти изменения в Конституцию поддержал, а переходные положения – нет. Именно из-за отсрочки местных выборов, нарушающей гражданские права. А без этой даты «перезагрузить» все местное самоуправление в стране невозможно. Потому что местные советы и мэры, избранные на досрочных выборах после вступления в силу этих изменений в Конституцию, будут полномочны только до следующих, общих для всех, очередных выборов. Но, например, Тернопольский областной совет будет избран в следующий раз не в 2010 и не в 2015 году, как этого хотелось законодателям, а в 2014 и в 2019. Потому что на досрочных он был избран в 2009, до принятия закона о внесении изменений в Конституцию. А закон не имеет обратной силы.

Так, в общем-то, благое намерение уперлось в правовую коллизию. Судя по всему, в политических силах задумались о том, как будут из нее выходить. Во всяком случае, комментировать данное решение КС до сих пор еще никто не взялся. Лишь вице-спикер Николай Томенко заявил, что БЮТ будет требовать проведения выборов мэра Киева и Киевсовета 31 октября 2010 года. Но сделал это как-то неуверенно, неубедительно.

Всего этого можно было бы избежать, если бы депутаты позаботились о внесении изменений в Конституцию до марта 2010 года – самого что ни есть конституционного времени для местных выборов. Но тогда Рада и ее реальные лидеры были заняты политикой, а не правом.

Теперь же, даже при наличии доброй воли, депутаты ничего не смогут исправить. Даже если допустить невероятное, и предположить, что ВР пропишет в переходных положениях к законопроекту о внесении изменений в Конституцию дату выборов 31 октября 2010 года, снова проголосует за направление этого законопроекта в КС, и тот в считанные дни даст свой вывод, чтобы Рада смогла принять законопроект в первом чтении до окончания текущей сессии, соблюдя таким образом конституционную процедуру изменения Основного Закона.

Потому что дата проведения местных выборов 31 октября 2010 года так же неконституционна, как и дата 27 марта 2011 – сроки уже нарушены. КС же в своем выводе путано доложил, что «Конституционный Суд Украины считает, что регулирование законодателем правоотношений, связанных с датой проведения голосования на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, а также с прекращением их полномочий, должно осуществляться в соответствии с пунктом 30 части первой статьи 85, статьи 91, пунктом 20 части первой статьи 92 Конституции Украины только после внесения предложенных к ней изменений путем принятия отдельного правового акта, а не законопроекта, предусмотренного разделом XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины» Основного Закона Украины».

Короче, если автор этих строк, после многочасового раздумья над тем, что хотел сказать Суд, поняла его правильно, дата местных выборов должна устанавливаться после внесения изменений в Конституцию постановлением Верховной Рады, и не иначе.

Не исключено, что депутаты, и те, кто за ними стоит, взвесив все «за» и «против», проигнорируют некоторые конституционные нюансы и проведут одновременно все местные выборы. Тем более, что прецедент уже был создан, когда спикер Владимир Литвин на основании новопринятого закона о регламенте Верховной Рады распустил ранеесозданную парламентскую коалицию.

И это был опасный прецедент. Потому что если вчера эти люди хозяйничали в избранном Вами парламенте, а сегодня, ободренные своей безнаказанностью и ощущением абсолютной силы, произвольно вершат дела в Вашем городе или селе, то завтра они придут в Ваш дом.

Юлия Абибок