Партия регионов «стабилизирует» местное самоуправление, коалицию, Конституцию…

Во вторник вечером лидер фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов зарегистрировал свой проект закона о местных выборах. Анализ его положений, кроме всего прочего, не оставляет сомнений в том, что власть намерена отменить политреформу 2004 года.

На вторую половину дня среды у депутатов запланирована работа в комитетах. Надо понимать, что уже в четверг законопроект Александра Ефремова будет рассмотрен парламентом. 1 июля депутаты также намерены принять постановление о назначении выборов в органы местного самоуправления на 31 октября текущего года. Оно было зарегистрировано на днях «регионалами» Михаилом Чечетовым и Валерием Коновалюком.

Итак, согласно законопроекту Александра Ефремова, выборы в местные советы, кроме выборов в сельские и поселковые советы, проводятся по смешанной – мажоритарно-пропорциональной – системе. Половина депутатов проходит по партийным спискам, половина избирается в мажоритарных округах. Выборы в сельские и поселковые советы проходят по мажоритарной системе.

Кандидаты в депутаты и головы сельских и поселковых советов могут выдвигаться не только партиями, но и самостоятельно. Кандидаты в мэры городов и в депутаты-мажоритарщики местных советов, начиная от городских, могут выдвигаться только партиями. При этом они могут быть как членами соответствующих партий, так и беспартийными. В общем, это как если освободить крестьянина от рабства, но не дать ему земли – все равно пойдет пахать на барина…

Но даже не это самое печальное в украинских реалиях. В среду СМИ обнародовали письмо Львовской областной организации Партии регионов, которым местных бизнесменов «просят» присоединиться к работе ЛОО ПР и принять участие в выборах во Львовский областной совет в качестве кандидатов «регионалов». Таким образом в Партии регионов пытаются решить проблему своей низкой популярности среди жителей западной Украины. Бизнес всегда очень чуток к «просьбам» власти.

Законопроектом предусмотрено, что участвовать в выборах могут только политические партии, зарегистрированные минимум за год. Блоки принимать участия в местных выборах не могут. Последняя новация должна нанести серьезный удар по главному оппоненту Партии регионов – Блоку Юлии Тимошенко. Вместо него в выборах будет участвовать менее «брендовая» партия «Батькивщина». При этом нынешние соратники Юлии Тимошенко станут ее конкурентами.

Добивает лидера БЮТ норма о том, что территориальные избирательные комиссии формируются по представлению местных организаций партий, представленных в Верховной Раде текущего созыва. «При этом соответствующие местные организации объединенных в одну депутатскую фракцию в Верховной Раде Украины текущего созыва политических партий или местная организация той политической партии, которая сформировала свою депутатскую фракцию в Верховной Раде Украины текущего созыва, могут подать в состав соответствующей территориальной избирательной комиссии не более трех кандидатур».

Иными словами, к примеру, трое членов территориальной избирательной комиссии будут представлять Партию регионов, и трое – партии, прошедшие в Верховную Раду по списку БЮТ, но сегодня конкурирующие между собой на местных выборах, и притом – пасущиеся как раз на одном электоральном поле.

Участковые избирательные комиссии формируются отчасти по иному принципу: как партиями-участницами выборов, так и кандидатами-самовыдвиженцами (если речь о селах и поселках). На всех приходится по одному человеку. Однако такая гуманная норма нивелируется тем, что участковые избирательные комиссии полностью подчинены территориальным, и даже их глав назначают ТИК.

Конечными и переходными положениями к законопроекту предусматривается внесение изменений в закон о статусе депутатов местных советов. Согласно этим изменениям, депутат местного совета не может быть лишен полномочий в случае его невхождения во фракцию политической партии, по спискам которой он был избран, или его выхода из фракции. Это вполне логичное решение для местных советов, которые будут сформированы только наполовину на пропорциональной основе. Хотя оно было бы логичнее, если бы в смешанной системе нашлось место для самовыдвиженцев. Но это точно вполне рыночное решение – поскольку один депутатский «штык» снова, наконец, станет свободно конвертируемой валютой.

Логика его лучше видна в свете скандального решения Конституционного суда, допускающего формирование коалиции в Верховной Раде не только фракциями, но и отдельными депутатами. Кстати, Александр Ефремов лукавит, отмечая в своем законопроекте, что нормы о потере депутатами местных советов их мандатов в случае невхождения или выхода из фракции исключаются в соответствии с решением КС от 27 мая 2008 года.

Тогда КС решил прекратить производство по представлению нардепов именно насчет этих норм. Судьи пояснили, что основания для отзыва депутатов местных советов не определены Конституцией. Конкретно они определены тем самым законом о статусе депутатов местных советов, в то время как аналогичные нормы насчет депутатов Верховной Рады содержит Основной Закон.

Поэтому следующим последовательным шагом «регионалов» должна стать отмена этого шестого пункта части 2 статьи 81 Конституции. А его не было в старой редакции Основного Закона, который действовал до политреформы 2004 года.

Подозрение о том, что «регионалы» таки действительно задумали «отмотать назад» политреформу, усиливается еще и тем, что в законе очень расплывчата формулировка об одновременном проведении выборов органов местного самоуправления независимо от того, были ли они избраны на очередных или внеочередных выборах. И понять из нее, когда должны избираться в следующий раз органы местного самоуправления, сформированные по результатам досрочных выборов, не представляется возможным.

На прошлой неделе Конституционный суд обнародовал свой частично положительный вывод насчет соответствующего проекта изменений в Конституцию. Кроме этого, проектом предполагалось уравнивание сроков полномочий местных советов и сельских, поселковых и городских голов. Согласно действующей Конституции, на предстоящих выборах, из-за той же политреформы, советы будут избираться на пять лет, а сельские и городские головы – на четыре года. Однако если политреформу отменить, то проблема решится сама собой. И тогда и советы, и их главы, и, кстати, Верховная Рада, будут избираться на четыре года.

Еще одна замечательная новация, содержащаяся в переходных положениях законопроекта, касается изменения закона о столице. Ею предполагается разделение должностей мэра Киева и главы Киевской городской государственной администрации. Сейчас вся полнота власти в столице принадлежит городскому голове Леониду Черновецкому. А скоро будет принадлежать Президенту Виктору Януковичу, который будет назначать главу КГГА, в которой сосредоточится вся исполнительная власть Киева. А мэр будет все так же избираться…

Вполне возможно, что «регионалы» воспользуются своим же законом о референдуме и проведут 31 октября вместе с выборами в органы местного самоуправления всеукраинский референдум по народной инициативе, которым можно как угодно изменить Основной Закон. И вполне возможно, что в переходных положениях к проекту об отмене политреформы будет прописана еще одна, полная, «перезагрузка» органов местного самоуправления, например, одновременная с парламентскими выборами 2012 года.

И тогда села, поселки и города получат новых голов, местные советы и Верховная Рада – новых депутатов, всех – с одинаковыми сроками полномочий, а всю реальную власть, во всех ее ветвях, по всей вертикали, де-факто и де-юре сконцентрирует в своих руках Президент. И это будет стабильность. Как там с реформами – неизвестно…

Юлия Абибок