Под куполом, но не цирк

В парламенте стартовала третья сессия седьмого созыва ВР. Незадействованный в ее работе гражданин – имеет право интересоваться происходящим в здании со стеклянным куполом. И точно так же – право не интересоваться. Права посмеиваться над тем, что «какие-то люди зачем-то собираются, говорят, жмут та кнопки, и ссорятся-дерутся» — тоже отнять невозможно. Но кажется, что к последнему, восприятию высшего законодательного органа страны в качестве непонятно, зачем нужного сборища – общественное сознание планомерно подталкивают. И, кстати, не только депутаты – своими, так сказать, непарламентскими действиями. Кто же тогда, и зачем старается нивелировать для нас роль Рады? И стоит ли радостно воспринимать именно такой подход к парламентаризму?
jan-ryb

Ну, вот, взгляните, на каком медийном фоне, создаваемом «для народа», началась нынешняя сессия. «Стартовал «мыльный сезон»; «они вернулись, они всегда возвращаются, кровожадные и смешные»; и всякое – в таком духе. Мол, все эти заседания – занудный, немного комичный сериал.

В условиях государства, где волею драматической исторической тоталитарной судьбы, у общества нет привычки воспринимать парламентаризм в качестве необходимого инструмента демократии – очень легко поддерживать такое отношение к высшему законодательному органу.

И, знаете, при таких условиях – легче самому депутатскому корпусу. В худшем для общества смысле легче. Потому что с паяцев – и спрос как с паяцев, не больше. Знай – нашивай бубенчики на колпак, и потряхивай ими.

Естественно, для того, чтоб наше, искалеченное отсутствием традиций цивилизованного управления, общество научилось мыслить по-другому, нужны не мгновенные призывы. И, наверное, для того, чтобы подобное «по-другому» стало естественным, привычным, понадобится время. Но если не начать думать в таком ключе сейчас, то когда, и по какому из ряда вон выходящему поводу, начинать?

Многие аналитики считают, что нынешняя сессия Верховной Рады призвана определить стратегию развития страны в глобальном масштабе. И не только потому, что принятые (не принятые) в ходе ее законы определят: есть ли для Украины возможность сделать шаг к цивилизованной объединенной Европе.

Речь и вправду идет о более широких тенденциях. Парламент, вставший пред необходимостью утвердить качественно новые правила игры во многих сферах – для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, сам, воленс-ноленс, будет приобретать иные черты. Пусть – даже лишь в зачатке, в качестве фундамента для работы следующих каденций ВР.

А действующий в ином, более цивилизованном качестве, высший законодательный орган – естественно, не может не провоцировать изменения всех властных институций, всей политической картины государства.

Конечно, делать какие-либо глобальные выводы, «пошел ли процесс», по первому пленарному заседанию – попросту наивно. Но взглянуть, чем отмечено 3 сентября «под куполом» — небезынтересно.

После испуганно-упрямого, полуторагодового непоявления в этих стенах, на парламентской трибуне стоит неосвистываемый Виктор Янукович.

Надо понимать, он пришел к неожиданному для себя выводу: есть что сказать. «В жизни каждого народа есть моменты, когда политики должны забыть о цветах партийных флагов, и вспомнить о цветах флага национального». Что ж, эту заключительную фразу имиджмейкеры и вправду неплохо сформулировали.

Что соседствует ей? Уже знакомый (хотя – знакомый буквально по последним дням) посыл о нацеленности на евроинтеграцию.

Далее – акцент: «проблемы требуют общего решения». Не только что касается евроинтеграционного пакета документов. Но и в подходах к разрешению назревших социально-экономических вопросов. Этот акцент – что-то вроде прозрачного намека на сотрудничество с оппозицией. Можно сделать предположение – режим вынужден и впрямь отказаться от «бульдозерной» риторики. Ведь помните – начиная с 2010-го мы слышали исключительно шапкозакидательское: о свершениях «прочного политического большинства» во главе с Януковичем, и малозначимых «пытающихся путаться под ногами инакомыслящих».

Впрочем, без похвалы свершениям в президентском спиче не обходится. Вопреки реальному положению дел, которое ни скрыть, ни вербально отменить невозможно, Янукович не отказывается от лживой скороговорки по поводу «пакращень». Мол, и сделано, и достигнуто, а если что в социально-экономической сфере стоит на неотложной повестке дня, то это – не от беды, а для «продолжения» модернизации.

Чего в спиче нет – так это конкретизации любых деклараций о намерениях. По ближайшим срокам утверждения документов и принятия решений. По тем же формам возможного сотрудничества различных политических сил, принятия во внимание предложений и наработок оппозиции.

Приблизительно с 20-х чисел августа, украинский политикум так или иначе, с определенной оправданной подозрительностью, касался неожиданного допущения: режим и оппозиция «закопают топор войны». Хотя бы – на время утверждения евроинтеграционного пакета. То есть – прежде всего, «топор зароет» оппозиция, сжав зубы согласившись, что ради глобальной цели можно сделать паузу антирежимной критике.

Подобная перспектива вызывала молчаливое, но просматривающееся недовольство широкой гражданской, неорганизованной, но массовой оппозиции. Люди не соглашаются ни ради чего – сделать эдакий антракт назревшей ненависти к янучарам.

Что ж, в первый сессионный день свое слово по поводу отношения к режиму сказали лидеры всех трех оппозиционных парламентских фракций. И, как – кому, но мне понравилось, что искусственного перемирия не заключено.

И кажется, что подтверждение жесткого противостояния с режимом вызвано не желанием соответствовать гражданским ожиданиям, упомянутым выше. Не критика ради критики – а обоснованные претензии были озвучены в парламентском зале.

Начиная с того, что «Батьківщина», «Свобода», УДАР, настаивали на возможности после выступления президента – задать ему вопросы, и, соответственно, услышать ответы. На что Янукович «пойтить не могет», по- прежнему.

Таким образом, вопросы все равно звучат, так сказать, в удалившуюся спину.

Каким образом будет разрешена проблема избирательного правосудия, в частности, по мнению Европы, продолжающегося применяться к Юлии Тимошенко?

Почему регионаловский спикер Владимир Рыбак; фракция партии власти; сам Янукович – на словах декларируя необходимость общности усилий, категорически не хотят создания рабочей группы по доработке европакета законопроектов, группы, где сотрудничество во имя общей цели могло бы обрести конкретику? Ведь такую группу предлагают создать с участием всех парламентских фракций, представителей Кабмина, администрации президента.

Судьба буквы и духа законопроектов, которые все согласно называют первоочередными, и вправду, пока не ясна. Опять таки – все твердят, что времени предельно мало. Говорят, что над бумагами «из пакета» работа ведется давно. И… В первый, по всем параметрам – полноценный пленарный день сессии, к рассмотрению этих документов приступать и не планировали, и не приступили. Судя по планам – в среду их тоже не коснутся. Возможно – в четверг дело дойдет до рассмотрения двух евроинтеграционных законов.

Представитель Януковича в ВР регионал Юрий Мирошниченко еще в понедельник, после окончания традиционного согласительного совета фракций, сказал: «те страсти, которые мы наблюдаем сегодня по этому поводу, это связано с неподготовленностью законопроектов. Процесс подготовки к сессионному залу предполагает рассмотрение на комитетах». Так оно, в принципе, и есть. Но, если оставить сейчас за кадром то, что так называемый список Фюле был известен с февраля (оставить, потому что прошлого не воротишь), все равно, интересно, как именно пойдет дело подготовки.

Трудно поверить в эдакую глупость, но, извините, от режима можно ожидать всего. Если предположить худшее, и нацеленность на евроинтеграцию, это по-прежнему блеф, прием янучарской своекорыстной торговли со страной и миром… То именно в комитетах, из-за того, что регионалы проигнорируют их заседания и сорвут кворум, евроинтеграционные документы и зависнут, как говорится, до морковкиных заговин. А если – предположить, что у режима может хватить хитрозадости попытаться «нажухать» ЕС, то из документов, на уровне комитетов, будут выхолащивать то, что есть их зерном.

Впрочем, обоснованы ли такие диковатые предположения, мы с вами сможем узнать лишь со временем.

А вот эта негативная тенденция – заметна уже сегодня. Это к слову о том, что наличествующий украинский парламент испытывает трудности с парламентским поведением.

Потому как – цивилизованный парламентаризм предполагает обсуждение даже самых спорных вопросов, вот именно, в рамках прозрачного «парле». А у нас, особенно в условиях этого режима, наблюдается тяготение к подковерным «пацанским теркам».

Никто не снимал с повестки дня (не радовской писаной, а общественной) вопрос о киевских выборах, и довыборах нардепов в семи округах. Озвучена бездна взглядов по этому поводу. По логике – осталось вынести вопрос в сессионный зал. Обсудить его, принимая во внимание, что аргументы любой политической силы не останутся секретом. Подвергнуть голосованию постановление, рожденное в процессе подобного обсуждения (несколько альтернативных постановлений). Так нет! Уже после согласительного совещания, где можно было прикинуть любые декларации о намерениях, спикер Рыбак сообщает: «я пригласил на этой неделе руководителей фракций к себе, и будем определяться с датами выборов и принимать решение». Да лучше бы прямо сказать – торговаться будем. За закрытыми дверями.

На том же согласительном совещании, оппозиция предлагала в рамках запланированного на пятницу Часа вопросов к правительству, выслушать информацию Кабмина о ситуации вокруг блокирования Россией украинских товаров. А почему бы и нет, если это и вправду – очень острый вопрос? У лидера фракции партии власти Александра Ефремова, впрочем, нашелся аргумент, «почему нет». «Игра в политику может больно ударить по нашим производителям». А что же тогда – не игра, а повседневная государственная политика? Умолчание (по крайней мере, чтоб граждане не услышали) проблемы, которая на устах у всех? Сведение путей разрешения проблемы исключительно к тайным переговорам, опять-таки предлагающим негласный торг? Пещерный подход. Точнее – неототалитарный. К сожалению – прочно присутствующий в Украине.

А, заканчивая рассматривать «вешки», расставленные фракциями в первый сессионный день – стоит конечно же, упомянуть, чем запомнились выступления глав парламентских коммунистов и ПРовцев.

Ефремов, судя по всему, целенаправленно, хоть на шесть регламентных минут, а возмутил спокойствие зала. Элементарно. Он отчитал свой текст на русском. Прогнозируемо обеспечив себе аккомпанимент «Свободы» с требованием «українською!». Не будем сейчас повторять о том, что в украинском парламенте действительно следует, для настоящего равенства граждан любого этнического происхождения, пользоваться исключительно единственным государственным языком. Лучше прикинем, зачем Ефремов сделал это?

И, получается, что по одной из двух, провокативных, причин. Дико в свете декларируемых приоритетов, но возможно и вправду, тайный план режима – «забодать» евроинтеграцию. То есть – сделать потихоньку что-то для того, чтоб необходимые для Соглашения законы приняты не были. Провоцировать «глупую» оппозицию устроить «штовханину» по любому случаю; покинуть зал; заблокировать трибуну.

Ну, а второе предположение – если уж принятия «пакета» неизбежно, то хотя бы перетянуть одеяло последовательных евроинтеграторов на партию власти. Мол, оппозиция скандалит, а мы, вопреки этому, голосуем за нужное.

Смешно. Гадко.

А Симоненко – о, тот наехал на власть от имени «обездоленных трудящихся». «Кто-то говорит о достижениях» (подумайте, замахнулся на Януковича!); да еще, грозной рукой – в сторону молчаливо сидящего в ложе правительства Азарова – «молчите, ради Бога!».

Верный сателлит партии власти во всех ее начинаниях, Симоненко поделился открытием – в экономике катастрофа. Но главное, никак им с точки зрения катастрофы неаргументированное – «евроинтеграция – преступление».

Не знаешь, что и думать. Поверить, что отечественные комми всерьез, со всеми вытекающими последствиями, идут в оппозицию к режиму? По всем их последовательным предыдущим действиям, поверить – не получается. Предположить, что отрабатывают обещанное Кремлю? Так в Кремле наивных нет, и за слова пряники не раздают. А ни контрольного пакета голосов в ВР, ни поддержки в обществе, что могло бы привести к ощутимому результату, у КПУ – не существует. Возможно, таким образом Петр Симоненко, просто для себя лично, хочет уйти на политическую пенсию, сберегши личину? Что ж, это – частный случай, не больше.

Под куполом. Да, сегодня под куполом завтрашняя судьба Украины балансирует без страховки. Есть причина наблюдать процесс не с «семочками» в горсти, а затаив дыхание.