Пять миллиардов

Пять миллиардов долларов — вот сумма, которая была потрачена Украиной на проведение европейского футбольного чемпионата, сумма, которая по словам ответственного за проведение мероприятия Бориса Колесникова, никогда не будет возвращена. Колесников предлагает гражданам сравнить сумму этих затрат со средствами, которые на проведение чемпионата потратила Польша — это 34 миллиарда долларов. На фоне польских усилий наши, конечно же, выглядят вершиной экономии. Только возникает простой вопрос: а, собственно, почему мы вообще сравниваем Украину с Польшей?

Польша — это страна, которой — одной из немногих на континенте — удалось относительно благополучно пройти через рифы экономического кризиса. Польша ни у кого не просит денег — это мы в долгах, как в шелках. Польша на потраченные на подготовку к чемпионату деньги совершила инфраструктурный рывок — а что совершила Украина?.. Поляки точно знают, что смогут пользоваться своими железнодорожными экспрессами и аэропортами.

А украинцы уже который день обсуждают вопрос цены на билеты в «Хюндаях» — и это вполне логично. Мы живем в бедной стране, и подавляющему большинству людей сегодня важна не скорость — хотя какая там скорость! — а цена. И новые терминалы аэропортов среднестатистического украинца мало волнуют — подавляющее большинство наших сограждан не имеет зарубежных паспортов, а те, кто имеют, в подавляющем большинстве предпочитают самолету автобус. Потому что дешевле — а лоу-косты, как известно, украинская власть на рынок не допускает.

Поэтому, конечно же, хорошо, что появился новый терминал в Борисполе — но у меня есть большие сомнения относительно окупаемости аэропортов в других городах Евро-2012. И нет сомнений, что поляки будут летать. И из Варшавы, и из Кракова, и из Вроцлава — всюду я видел переполненные аэропорты и рекламу дешевых авиакомпаний. Это, конечно, не личная авиация организаторов украинского Евро, но уже что-то.

Подготовка к чемпионату доказала одну простую истину: в бедной и коррумпированной стране проведение таких мероприятий только усиливает экономический и социальный кризис и содействует дальнейшему процветанию криминала. И вместо инфраструктурного прорыва получается дешевая декорация. А то, что строится на самом деле, оказывается просто ненужным и бесполезным.

Ну не нужны нам при нынешнем состоянии украинских железных дорог корейские поезда, можно было бы обойтись нашими. И не нужны нам огромные аэропорты в провинции — лучше бы разрешить летать дешевым авиакомпаниям в уже имеющиеся терминалы и на прибыль от этих полетов построить новые здания. А так — пять миллиардов долларов выброшены на украинский ветер в условиях, когда они действительно были необходимы нищающей стране.

Виталий Портников