Развяжите мне руууки… Зачем Янукович спешит провести местные выборы

В октябре 2009 года Верховная Рада почти четырьмястами голосов поддержала проведение выборов в местные органы власти 30 мая 2010 года. В апреле 2010 года те же четыреста депутатов постановили провести выборы на местах 27 марта 2011 года.

В промежутке между этими двумя событиями двести пятьдесят парламентариев отменили постановление о назначении местных выборов на 30 мая.

Во всех этих трех голосованиях своим положительным участием отметилась нынешняя партия власти – ПР. Теперь «регионалы» настаивают на проведении выборов ближайшей осенью.

Совпадение противоположных интересов

Формальным поводом к отмене выборов на местах стало отсутствие бюджета на 2010 год, в котором и должны были быть прописаны соответствующие расходы.

Голосование за законопроект «нунсовца» Юрия Кармазина проходило 17 февраля – за неделю до инаугурации Виктора Януковича. Правительство Николая Азарова было сформировано в середине марта, в месячный срок новый премьер пообещал подать в Раду проект госбюджета на текущий год. При этом избирательная кампания должна была бы стартовать уже в конце марта – денег на нее не было.

Вместе с этим, сторонники отсрочки выборов в местные органы власти выступали за необходимость внести изменения в Конституцию.

Политреформой 2004 года срок полномочий местных советов был увеличен на один год – с четырех лет до пяти. А срок полномочий глав городских советов остался неизменным – четыре года. Изменения вступили в силу в мае 2006 года, поэтому срок полномочий местных советов, избранных в марте 2006-го, исчислялся по-старому: в идеале он должен был истечь в марте 2010-го.

Следующие советы избирались бы уже на пять лет, а вот мэры – все так же не четыре года. Эту-то диспропорцию и намеревались устранить парламентарии. 1 апреля они приняли соответствующий проект изменений в Основной Закон и направили его, как это полагается по процедуре, в Конституционный суд.

КС должен в срочном порядке рассмотреть этот акт до 15 июня 2010 года. До закрытия сессии депутаты проголосовали бы за него во втором чтении, после чего уже на следующей сессии осенью 2010 года он был бы принят окончательно.

Четыреста один депутат, поддержавший законопроект в первом чтении – это больше чем конституционное большинство, следовательно, никаких препятствий такого рода изменения в Конституцию встретить в парламенте не должны бы были.

Именно в конечных и переходных положениях к этому законопроекту и содержалась новая дата местных выборов – то самое 27 марта 2011 – ровно пять лет после избрания действующих ныне советов.

В день голосования за отмену выборов в кулуарах называли еще одну причину, по которой ПР вызвалась отсрочить избирательные кампании на местах.

В то время президентская команда активно занималась сколачиванием новой парламентской коалиции. Голосов не хватало. Возможность допустить индивидуальное вступление депутатов в коалицию если и рассматривалась, то как крайняя мера.

Пока же рассчитывали на большинство «нунсовцев», которое перетянет фракцию НУНС в коалицию к «регионалам», «литвиновцам» и коммунистам. И местные выборы якобы перенесли для того, чтобы провести их вместе с досрочными парламентскими.

Так шантажировали депутатов от НУНС, многие из которых в случае выборов в ВР рисковали досрочно лишиться своих кресел.

Однако в НУНС испугались не все, а участвовать в досрочных выборах в ПР хотели не больше, чем их потенциальные союзники. Поэтому «регионалы» пошли другим путем.

Но теперь им нужно завершить «стабилизацию политической ситуации» в стране.

Стабильность…

В ПР и ранее рассматривали два варианта времени проведения местных выборов – именно в марте 2011 или осенью 2010. Однако ранее больше склонялись к первому. Теперь склоняются ко второму. Свою позицию поясняют требованием Конституции. Эту позицию на днях озвучил и Президент Виктор Янукович.

«Мы должны провести местные выборы, поскольку этого требует Конституция, гарантом которой выступает Президент. Сейчас есть реальная возможность для того, чтобы изменить закон о выборах, изменить систему, при которой формируется местное самоуправление, чтобы оно было эффективным и действенным в реализации тех задач, которые касаются развития административно-территориальных единиц», – говорит депутат-«регионал» Валерий Коновалюк.

«Если мы сегодня попробуем оценить уровень действенности местных советов, то поймем, что там интерес вызывает исключительно распределение земли, коммунальной собственности, а не решение тех местных проблем, которые волнуют людей. При кардинальном обновлении центральной власти – мы сегодня имеем нового Президента, новое правительство, новую коалицию, – уровень и состав депутатов местных советов остается прежним, и с этим возникнут проблемы в перспективе», — добавляет он.

Инструментом кардинального изменения уровня и состава местных советов станет новый закон о местных выборах. Его детали описало «Зеркало недели», однако сам документ мало кто видел даже из «регионалов». Валерий Коновалюк в комментарии «ОстроВ» подтвердил существование такого законопроекта, предположив, что в Раде его зарегистрируют уже на будущей неделе.

Речь идет, в частности, о том, что сельские и поселковые советы будут избираться по мажоритарной системе, городские, районные и областные – по смешанной. При этом право участвовать в выборах получат только партии – а не блоки. Партии же могут также выдвигать своих кандидатов по мажоритарным округам.

Такие нововведения должны в первую очередь ударить по главному оппоненту Партии регионов – Блоку Юлии Тимошенко и его лидеру. Рейтинг БЮТ держится на персональном рейтинге Юлии Тимошенко. Члены ее команды в большинстве своем в лучшем случае неизвестны, или известны не в лучшем случае… Более того, даже выдвигать своего кандидата-мажоритарщика или своих кандидатов по списку будет уже не блок Юлии Тимошенко, а партия «Батькивщина».

Кстати, под таким же ударом оказывается и союзный «регионалам» Блок Литвина. А сам Владимир Литвин высказывается за проведение выборов все-таки в марте 2011 года. Однако у ПР есть достаточно рычагов влияния на спикера, да и голосов в Раде, может статься, хватит и без двадцати «литвиновцев».

…и реформы

Проект изменений в Конституцию, судя по всему, будет похоронен. Если следовать задумке «регионалов», избирательная кампания в местные советы стартует в августе. А завершить корректировку Основного Закона будет возможно не раньше сентября.

«Мы же не знаем, может ли эта реформа быть реализована: будет ли в парламенте триста голосов. Я думаю, что обновление местного самоуправления через выборы на новой избирательной основе даст определенное качество, стабильность, а уже потом, впоследствии, мы будем идти по пути второго этапа конституционной реформы», – говорит на это Валерий Коновалюк.

А если так, то на ближайшую перспективу местное самоуправление в Украине повергается в абсолютнейший хаос. Страна так и останется в состоянии перманентного избирательного процесса. В 2012 году пройдут очередные парламентские выборы, в 2014 – выборы глав городских советов, в 2015 – выборы Президента и депутатов местных советов, в 2017 – снова выборы в Раду… Но и это еще не все.

Согласно решению Конституционного Суда, местные советы или мэры, избранные на внеочередных выборах, должны избираться не в ходе всеобщей избирательной кампании, а по истечении срока их полномочий. По данным заместителя главы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления «нунсовца» Юрия Ключковского, таких выборов до настоящего времени в стране было назначено более тысячи.

«Местные выборы, которые будут проходить в разные сроки – это ужас. Этих выборов у нас три с половиной тысячи. Если каждые отдельно назначать… А к этому будет идти, потому что каждые внеочередные выборы будут уже выходить из общего перечня», — замечает депутат.

Проблему решал все тот же проект закона о внесении изменений в Конституцию – он унифицировал дату проведения выборов. Кстати, то же «Зеркало недели» усматривает причину редкостного депутатского единодушия при голосовании за него в первом чтении в желании ключевых политических игроков в очередной раз побороться за кресло городского головы Киева, которое нынешний мэр Леонид Черновецкий также получил на внеочередных выборах, в 2008 году.

Однако для ПР эта идея уже неактуальна. Там намерены вынести на голосование и принять закон о столице, вообще упраздняющий должность мэра Киева и вводящий должность главы Киевской городской государственной администрации, по аналогии с губернаторской. Соответственно, занимать ее будет человек, назначенный Президентом по представлению Кабинета министров. Поэтому и проект внесения изменений в Конституцию в этой части для нынешней власти просто теряет свой смысл.

Что касается остальных, то Юрий Ключковский убежден, что выборы в местные органы власти нужно проводить только после изменения Конституции, не оглядываясь на сроки. «А Конституция уже нарушена, — говорит он. – Потому что, честно говоря, по Конституции выборы нужно было проводить в марте этого года. Даже 30 мая было частичным нарушением Конституции. А 31 октября – это безусловное нарушение Конституции».

«В этом отношении как раз принятие изменений в Конституцию означает, хоть и задним числом, оправдание этого перенесения срока выборов. Если это будет записано в конечных или переходных положениях закона о внесении изменений в Конституцию. Это очень высокий уровень закона, он принимается в триста голосов, и поэтому он имеет высокую юридическую нагрузку. Что касается простого постановления, то, извините, оно тоже неконституционно, без изменения Конституции», – считает депутат.

Конечное положение

Из этого очевидно, что для Виктора Януковича и его команды вопрос стоит не в соблюдении или несоблюдении законов и Конституции, не в наведении порядка в стране и, возможно, даже не в проведении реформ. Цена вопроса – абсолютная власть.

Складывающуюся ситуацию как нельзя более емко охарактеризовал экс-глава Комитета избирателей Украины, директор политических программ Центра прикладных политических исследований «Пента» Игорь Попов:

«Я думаю, что в Партии регионов понимают, что им нужно несколько лет без выборов. Чтобы или провести настоящие реформы, или провести еще какие-то действия, но чтобы не поджимал фактор выборов. Проведение местных выборов этой осенью и непроведение досрочных парламентских выборов даст им два года жизни без выборов. Когда можно будет вести себя так, как у нас ведет себя власть, если не приближаются выборы».

Юлия Абибок