Хватит гадать на ромашках!

В принципе, это занятие, заключающееся в обрывании лепестков на предмет «любит – не любит», годится исключительно для тайного употребления лирическими барышнями. И то – реального ответа на вопрос никак не гарантирует. А политика, тем более, если речь идет о потенциальном кардинальном изменении внешней ориентации государства, должна быть прозрачна и предсказуема. Янукович едет в Москву. И, можно подумать, что едет по исключительно личному делу, о котором нам, гражданам, знать не положено. Ну, разве что, можно посплетничать предположительно. Просто так, ведь чьи-то личные делишки на нас не повлияют. А ситуация-то – совершенно противоположная. И поэтому возмущает то, что накануне визита рассуждения о том, вступает ли Украина в Таможенный союз, в ЕЭП, сводятся в устах политиков и политологов именно к гаданию на лепестках: подпишет?
janukovich94

Насколько кардинальные соглашения? Не подпишет? Хочется отбросить полуободранную «ромашку». И развернуться – к элементарному: действия главы государства должны подчиняться существующим законам. А если не подчиняются – такой глава по закону должен же и ответить. А если законодательные положения несколько туманны и противоречивы, то вначале следует привести всю эту базу в порядок, а потом уж браться за кардинальные решения.

Разброс в предположениях, будет ли Янукович 18 декабря «сдавать» нашу страну Кремлю, и отказываться от перспектив евроинтеграции – велик даже тогда, когда высказываются члены одной партии, партии власти. Вадим Колесниченко заявляет: «существует большая вероятность того, что во время посещения Москвы глава государства подпишет соглашение с Таможенным союзом». А его однопартиец Анатолий Кинах уверяет: «во время визита в Кремль не планируется подписание каких-либо документов с Таможенным союзом». Тут же Инет полон рассуждений политологов всех мастей. Эти больше гадают о том, не является ли вступление в ТС и ЕЭП единственным спасательным кругом хоть на короткое барахтанье, окончательно не утопши; не помешает ли оно параллельному процессу евроинтеграции (некоторые считают, что серьезно помешает, а некоторые эдак, нежненько: можно, мол, сейчас вступить в ТС, а через несколько лет задуматься о налаживании сотрудничества с объединенной Европой). Есть – категорически бьющие в набат: если 18-го Янукович подпишет серьезные интеграционные документы с Россией, это – «крест на нашей независимости». А уж о том, что именно, какие стратегические отрасли, предприятия, или аспекты политической направленности «везет в заплечном мешочке» наш гарант в обмен на гипотетические, сиюминутные экономические послабления – даже гадать сложно. Это – тайна за семью печатями, и для граждан, и для парламентариев, которых мы, граждане, делегировав им право защищать наши интересы, направили в парламент.

И хочется прежде всего затронуть вот какой аспект. Не рассуждения о том, выгодно или нет вступление Украины именно сейчас в Таможенный союз; не то, что оно принесет (не принесет). Есть необходимость поднять элементарный, но очень острый вопрос: а вообще, соответственно законам, каким образом воплощается в жизнь изменение внешнеполитического вектора страны? Единоличным росчерком перышка одного-единственного лица, в каком бы высоком кресле оно не сидело? Так не монархия же у нас, причем абсолютная, поскольку в конституционной монархии все же присутствует некоторое обсуждение? И еще: должны ли сюрпризы, когда, спокойно уснув, ты можешь проснуться в фактически иной стране, быть правилом цивилизованной игры? Или, может, все же благодаря какому-то гласному обсуждению в политикуме гражданин имеет право заранее знать, с каким предложением выходит глава государства на международный уровень?

Нет ничего лучше, как обратиться к строгому, не допускающему вольных толкований, первоисточнику. Читаем текст Закона Украины «Про засади внутрішньої та зовнішньої політики». В статье 12 есть третий пункт, гласящий: «Повноваження щодо визначення та реалізації засад внутрішньої та зовнішньої політики здійснюють: — Верховна Рада України як єдиний законодавчий орган України шляхом визначення засад внутрішньої і зовнішньої політики, внесення у разі потреби змін до цього Закону; — Президент України…шляхом звернення із щорічними та позачерговими посланнями до Верховної Ради про внутрішнє і зовнішнє становище України, в яких пропонується визначення коригування засад внутрішньої та зовнішньої політики…».

Что ж, эти положення имеют определенные «щелки», конкретно не указано, что глава государства, прежде чем совершить действия, изменяющие внешнеполитический курс страны, должен обратиться с таким предложением к парламенту. То есть не выписано «категорическими словами» – ДО или ПОСЛЕ того, что он завизирует на каких-то внешнеполитических встречах, парламент должен быть поставлен в известность предложения. Но

по логике вещей – получается, что должен обязательно (кстати, внеочередное послание ВР, это не какое-то там из ряда вон выходящее событие, а рабочий момент, как это было ранее, когда президенты Украины не боялись время от времени заходить в высший законодательный орган. То есть глава государства доводит до парламентариев, что имеет основания предложить изменить во внешней политике то-то и то-то). И такое действие обеспечивает гласность. И — предполагает парламентское обсуждение, возможно – горячий, но находящийся во вполне парламентских рамках, спор. И мы с вами, граждане, узнаем, что думают и что готовят нам наши власти. Таким образом, в крайнем случае, можем по-граждански выразить свое

отношение к решению. Вовремя, а не тогда, когда что-то уже подписано.

За нашей спиной. А в нынешнем конкретном случае, обратимте внимание вот на какой момент, заложенный в вышеупомянутый, действующий документ. Кардинальные предложения об изменении векторов внешней политики могут потребовать (в данном случае – требуют) внесение парламентом изменений в определенные положения закона. Потому что в ст. 11 значится описание внешнеполитического направления вот каким образом: «забезпечення інтеграції України в европейський політичний, економічний, правовий простір з метою набуття членства в Европейському союзі». И хоть по буквам закон читай, хоть хорошо, что так написано в нем, хоть кому-то не нравится – не указана цель вступления нашей страны ни в какие иные межгосударственные союзы. Значит, если желание изменилось, или прибавились какие-то другие названия международных институций, куда мы намерены вступать, прежде всего, изменения (дополнения) должен претерпеть закон. Подписанный Януковичем в 2010 году. И дополнения либо изменения в законе должны появиться до того, как, не убоюсь высоких слов, страна «откомандирует» главу государства менять геополитические приоритеты.

Да что там – опять процитирую Вадима Колесниченко. В этом случае он высказался абсолютно по делу. Итак, «интеграция в Таможенный союз невозможна в рамках действующего законодательства. Верховной Раде будет необходимо менять закон о внешней и внутренней политике. И не только: нужно будет менять Конституцию, так как сейчас Таможенным союзом руководит наднациональный орган, а это означает, что мы передаем в его ведение часть суверенитета». Ну, ни убавить, ни прибавить, словно не «тот самый» Колесниченко молвил, а вполне адекватный цивилизованный парламентарий. Только, поскольку Колесниченко – всеми четырьмя конечностями за срочное вступление в ТС, он имеет ввиду, что все эти абзацы в «бумажках» придется менять под уже свершившееся действо. А вот это – не просто незаконно, а противу логики. Кстати, уважаемые читатели-собеседники, подобным образом «ставить телегу впереди лошади», это не только проявление глупости, что, вроде бы, и констатирует старинная поговорка. Это – очень удобный прием для тоталитарного режима. Позволяющий, по сути, обойти парламент, и сделать «как наша левая пятка хочет». Особенно это полезно, когда у режима нет и в ближайшее время не предвидится парламентского большинства.

Вот, возьмет, да и наваяет в Москве 18-го Янукович любые договоренности. И что делать с ними дальше? Оппозиция устами Яценюка заявляет: «Если президент Янукович подпишет документ о вступлении в Таможенный союз, последует одна из наиболее жестких реакций оппозиции на подписание такого документа. Для Украины неприемлемы никакие соглашения, по которым торгуют территорией Украины и украинским государством». УДАР добавляет, требуют от Януковича «информировать Верховную Раду и общественность о перечне и содержании тех документов, которые готовят к подписанию в Москве». Все правильно. Требовать нужно. Но 17-го вечером – бессмысленно. И реакция должна быть максимально жесткой. Но как реально представить ее абрисы в том же парламенте, если «наш сам» и вправду вернется из Белокаменной со всерьез подписанной «сдачей»? Да, Верховная Рада нынешнего созыва, что касается места и энергичности оппозиции, существенно отличается от предыдущей. Но все равно, что делать, если некий вредоносный договор будет подписан, вопреки положениям неизмененных законов? Схватку с петардами, летающими стульями, и чьи бы то ни было, но проломленными головами – без результативности на выходе? Поймите правильно, в данном случае я не иронизирую над оппозицией. Законы неизменены, не приведены в порядок парламентом предыдущим, комфортно существовавшим в атмосфере нарушения законов и Конституции. Поэтому, может, именно сейчас, и не остается ничего, кроме резкого демарша.

Просто хотелось бы еще и еще привлечь внимание: первоочередная задача здоровых сил нынешнего парламента – добиваться неукоснительного соблюдения законов. Да, начиная с того, чтобы извести «многостаночное кнопкодавство», это архиважно. И с того, чтобы в высшем законодательном органе страны под названием «Украина», пользовались исключительно государственным языком – да-да, это тоже важно, это нормальная практика любого государства, где она даже не становится предметом дискуссии. Но биться следует – за каждый закон, имеющий право работать (неверные по сути и принятые с нарушениями – отменять). И, кстати, побороться за то, чтобы исполнялся тот же закон об основах внутренней и внешней политики, и чтобы нас не «разворачивали» никуда антизаконно – следует уже сейчас, зафиксировав преступность действий режима по отношению к требованиям данного документа.

Да и вообще – за Радой номер шесть – разгребать и разгребать. Как-то незаметно для общества, не нарываясь ни на какое сопротивление, она под занавес заложила в список Фонда госимущества та-а-кие куски, подлежащие приватизации, что ух, да и только. И вот, свежая новость, Украина уже, в начале 2013-го, продает крупнейший в СНГ производитель турбин для электростанций, завод «Турбоатом». Продает – России, безвариантно. А значит – за копейки, за какую-то крошечную, возможно, «газовую» подачку, которая, если будет, уйдет к выгоде промышленных предприятий олигархов, а не наших коммунальных платежей. Но в любом случае, «Турбоатом» и самим бы, так сказать, пригодился в дальнейшем. Предприятие в минувшем году работало с 34% рентабельностью. При этом – регулярно выплачивало дивиденты акционерам, крупнейший из которых – государство. Значит, платило в бюджет.

И никому неизвестно с точностью, с чем еще планирует расстаться янучарский Киев в пользу Москвы. Из российского «Коммерсанта» можно почерпнуть цитату от украинского «Минэнерго»: «мы пытаемся изменить ход переговоров с Газпромом, и для этого пошли навстречу российским коллегам как по вопросу Таможенного союза, так и в части продажи предприятий, которые интересуют российскую сторону».

Простой вопрос. Даже если будут небольшие, одноразовые, те же газовые подачки, что будет, когда закончится все, что представляет интерес для РФ в Украине? То, что с Беларусью, которая практически все отдала, и сейчас в объятиях «такого выгодного» Таможенного союза переживает глубочайший экономический кризис, ударивший по гражданам? А отдавать-то Минску больше нечего…

Украинский режим ослаблен парламентскими выборами, завершившимися «не так, как хотелось». Но его пора останавливать вообще, как таковой. Пока он по мелочи и по крупному не доразбазарил все.