100 дней после Евро

9 октября исполнилось 100 дней окончанию Чемпионата Европы по футболу. Может, мы бы и не вспомнили эту дату, если бы не напоминание власти. Регионалы постоянно использовали аргумент «удачно проведенного Евро-2012» в своих рекламных роликах. А это запустили целый ряд статей о том, какие замечательные объекты инфраструктуры получила страна (за каких-то 100 млрд. грн.) и как они активно используются теперь. Лично мне показалось, что сия риторика адресована уже не избирателям, а гражданину следователю, который после смены правящих команд будет с энтузиазмом разбираться, почему пустой львовский стадион сдают в аренду под свадьбы, в огромных аэропортах пусто, а на дорогах прибавилось ям.

Самый простой ответ на вопрос, почему Украина не стала экономить на Евро-2012, был дан еще в процессе подготовки к беспрецедентно дорогому мероприятию. Чем больше затрат, тем больше можно украсть.

Весной этого года депутат Остап Семерак обнародовал собственную оценку украденных средств. “К сожалению, из 80 млрд. грн., по моим оценкам, было украдено 25-30 миллиардов. Возможно больше. Это сегодня очень трудно проанализировать”, — отметил БЮТовец.

Он так же обратил внимание, что в 2007 году планировалось потратить из бюджета на Евро-2012 всего 5 млрд грн. За 2,5 года расходы выросли в 10 раз. Потом эта сумма еще не раз увеличивалась.

Под шумок о «срочности и целесообразности» Кабмин провел через ВРУ проект закона, который ликвидировал открытые тендерные процедуры при подготовке объектов чемпионата и вводил внетендерную систему. Не удивительно, что, по данным львовских компаний, в ходе строительных работ на стадионе и аэропорту во Львове “условия были очень просты: 50% суммы, которую из государственного бюджета заплатят исполнителю, нужно было в кейсе вернуть назад каким-то чиновникам или сотрудникам фирм генподрядчиков”, — рассказывал Семерак.

Его слова подтверждались регулярными всплесками прокурорской активности. То на «Олимпийском» проверка выявляла незаконные выплаты 540 тыс. грн. за не произведенные работы. То в Харькове украли 100 тыс. грн. То во Львове за работы стоимостью 180 тыс. грн. умудрились заплатить 15,1 млн. грн. Очень позабавил демонтаж старых пластиковых сидушек на «Олимпийском», на котором наварили 250 тыс. грн. Всего в процессе подготовки к Евро-2012 было возбуждено два десятка уголовных дел. Тоже для вымогательства — у тех, кто был пойман за руку.

Но все это мелочь, которая ни в какое сравнение не идет с размахом «стратегических расходов». Ну, вот начали пацаны ремонтировать аэропорт в Донецке, пригляделись — не по богатому выходит. И решили сделать по-сути новый аэровокзал. В итоге начинали с проекта освоения 773 млн. грн. +$100 млн. на терминал. На 2010 год вышли на сумму почти в 3 млрд.грн. (2 млрд. 993 млн. грн.). А общая сумма средств, выделенных правительством на «финансирование обеспечения развития Донецкого аэропорта (постановление №90 от 30 января 2012 года) buy viagra in canada составила 6,279 млрд грн.

Львовский аэропорт начинался с $21 млн., в 2010 году дошел до 1,032 млрд. грн., потом эта сумма выросла еще в полтора раза. Терминал D в аэропорту «Борисполь» стартовал с $377 млн., а в итоге обошелся в 4,8 млрд. грн.

Отдельно «порадовали» своей ценой стадионы. «Олимпийский» превысил первоначальный бюджет (1,37 млрд.грн.) втрое и вышел на 4,8 млрд.грн. «Львовская Арена» (самый вопиющий пример расточительства) обошлась в 3 млрд. грн. бюджетных средств. Ее ежемесячное поддержание — в 20 млн. грн. А за три месяца после окончания чемпионата там провели три футбольных матча, съезд свидетелей Иеговы, чемпионат по тяжелой атлетике среди ветеранов и фестиваль электронной музыки. Причем, те матчи, которые были, прошли по случайности. Ужгородская «Говерла» вышла на львовскую «Арену», потому, что ее собственный стадион находился в ремонте.

Директор «Арены Львов» Алексей Жуковин, который раньше работал в ФК «Металлист», лихорадочно пытается спасти вверенное ему предприятие. Он пытается перетянуть на роскошный стадион местный клуб регби, но на такие матчи ходят сотни человек, а не тысячи. В итоге на «Арену Львову» заманивают кого угодно, даже свадьбы, только бы иметь какие-то деньги для его поддержания.

Интересно, что местный футбольный клуб «Карпаты», финансируемый олигархом Дыминским, упорно отказывается выходить на поле «Арены», объясняя это тем, что стадион для них не фартовый. Они проиграли на нем два матча и болельщики с воем заставили команду вернутся на старый полуразбитый стадион.

На самом деле Дыминский злится на местные власти, за то, что они не согласились с его предложением вложить деньги в реконструкцию «Карпат». Хотя, по мнению экспертов, это было бы правильным шагом. Но тогда бы пришлось дерибанить бюджетные транши на всех, а так чиновники смогли поделить все, что не ушло наверх, самостоятельно.

В итоге местные власти ломают голову, как им вывести «Арену Львов» из анабиоза. И как один из вариантов рассматривают строительство поблизости от стадиона нового Дворца спорта, в котором пройдут матчи финала Чемпионата Европы по баскетболу в 2015 году. Но этот план напоминает фразу из сказки про Буратино: «еще 5 тыс. ведер воды и золотой ключик наш».

Теперь несколько слов об аэропортах. Тоже старались, как дороже. Вышло, как всегда. На время Евро-2012 терминал D в аэропорту «Борисполь» был задействован на полную катушку только один раз — принял на финал около сотни испанских самолетов с болельщиками. И это все. Даже на четвертьфинале в нем село аж три самолета из Англии.

Сейчас, зайдя на сайт аэропорта «Борисполь» в раздел он-лайн табло мы насчитали целых ДВА рейса из терминала D — Turkish Airlines и Norwegian Air Shuttle. По офциальной информации, туда удалось завлечь еще двух авиаперевозчиков — Air One и Fly Dubai. А так же активно перетаскивают лоукостера Air Arabia.

Руководство аэропорта заверяет, что это только начало и к зиме они переведут в терминал D все ведущие международные авиакомпании: KLM Royal Dutch и Air France, с 27 октября — Lufthansa, Austrian Airlines, Alitalia, Аэрофлот, Czech Airlines, Air Baltic, ELAL, Royal Jordanian Airlines, Uzbekistan Airways.

Но, по сведениям из компетентных источников, компании упираются этому передислоцированию всеми возможными средствами. Как и наши «Аэросвит» с МАУ. Отговариваются тем, что не продумала система транзита, пограничного контроля, нужно гонять пассажиров по разным терминалам. На самом деле, причина в том, что донецкие выставили авиакомпаниям такой прайс за использование нового терминала, который способен был убить их интерес на корню. И пока у компаний будет юридическая возможность оставаться в F, они никуда не сдвинутся.

С двумя другими аэропортами — в Донецке и Львове — ситуация по загрузке аналогичная: они стоят полупустыми. Новый терминал «Международного аэропорта «Донецк» под названием «Прокофьев» (тонкий юмор ценителей «Мурки»!) имеет пропускную способность 2 738 пассажиров в час. Но столько пассажиров вылетает оттуда за целый день. Тут пустует аж 40 регистрационных стоек. Банально изучив табло вылета-прилеты, мы насчитали 20 рейсов в день. Половина — в Киев.

Во Львове немножечко живее. Тоже 20 рейсов, Из них пять «бориспольских», один в «Жуляны» и несколько за границу (Польша, Австрия, Египет), но половина — новые. Выручает Wizz Air, который возит заробитчан в Италию (рейс до Тревизо). А с 29 октября запускает новое направление из Львова в Милан. Так же в ближайшее время из Львова открывает рейсы турецкая бюджетная авиакомпания «Pegasus Airlines» с билетами по $60 до Стамбула.

В старом аэропорту, больше похожем на конюшню, таких возможностей не было. Но все равно новый терминал далеко не заполнен: те же 20-25 рейсов в день при пропускной способности 2000 человек в час.

Впрочем, если во Львове еще можно развивать туризм и в перспективе аэропорт может пригодится (если не развалится раньше, на пару со стадионом), то Донецку столь грандиозный терминал понадобится только в одном случае: если все, кто тырил деньги на Евро-2012, одновременно соберутся улететь из страны.

У читателей может возникнуть вопрос, почему мы не «обхаяли» Харьков — реконструированный стадион и аэропорт? Потому, что это, пожалуй, единственные объекты, которые сделаны с умом и гораздо меньшими откатами. А все потому, что их не коснулась рука донецких: харьковские объекты делал олигарх Ярославский и его компании. Не случайно в статьях о инфраструктурных достижениях имени Бори Колесникова Харьков не упомянут вообще. Как будто там ничего не строилось и не проводилось.

Ну и напоследок о наболевшем — о дорогах. К Евро-2012 их должны были отремонтировать. Но вместо этого довели до мега-убитого состояния. По всей видимости, средства, которые были запланированы на ямочный ремонт, пустили на нужды подготовки к чемпионату (с последующим дерибаном). В результате нигде, кроме Киева, ничего просто не ремонтировали.

Автомобилисты жалуются, что такого отвратительного состояния дорог не было еще никогда. Дорогу Львов-Луцк можно проехать только на тракторе. В Ивано-Франковск и Буковель можно не доехать вообще — ямы по 30 см. Дорога Донецк-Днепропетровск (на участке около Павлограда) — сплошной ад. Хотя именно по этой дороге ездили болельщики из Днепропетровска на матчи евро-чемпионата в Донецк.

Следующему Кабмину и ГПУ не нужно будет особенно париться, чтобы найти, на что свалить грядущий украинский экономический кризис. Это не «растраты» денег на «Скорые помощи». Здесь будет все очевидно и наглядно. Воспоминания о Евро пройдут, а пустые стадионы и плохие дороги останутся. Останутся и нынешние члены Кабмина, внезапно превратившиеся в гнусных «папередников». И, что самое интересное, им уже никто не будет сочувствовать. Ни в Украине, ни в мире.

Сергей Никонов