King Makers for Tymoshenko

Американские политтехнологи окончательно завоевали украинский рынок. Еще в конце 2004 года ее ввели «регионалы» Ринат Ахметов и Борис Колесников пригласившие в штаб Виктора Януковича группу технологов-республиканцев под руководством Пола Манафорта близкого к бывшему вице-президенту США Дику Чейни.

Три года спустя к услугам штатовских специалистов обратились люди из окружения Виктора Ющенко. На досрочных парламентских выборах-2007 глава избирательного штаба НУНС Иван Васюнык, по некоторой информации при содействии Екатерины Ющенко, приобщил к работе штаба группу консультантов из демократического лагеря под руководством легендарного Джеймса Карвилла, некогда возглавлявшего команду Билла Клинтона.

Прошло еще два года, и пал последний форпост – в июне этого года американцы появились в штабе Юлии Тимошенко. На досрочных выборах в Верховную раду 2007 года штаб БЮТа пользовался услугами российского технолога Юрия Ситникова. Но никогда ранее технологи из-за рубежа не играли столь серьезную роль, которая отводится на предстоящих президентских выборах американцам.

В распоряжении «Украинской правды» оказался практически весь пакет презентационных слайдов, которые демонстрировались иностранными технологами лично Юлии Тимошенко во время ознакомительной встречи. По просьбе источника редакция приняла решение не опубликовать оригинал документа, чтобы сохранить анонимность человека, сотрудничающего с «УП».

Судя по дате, указанной на слайдах, первая встреча представителей штаба Юлии Тимошенко с американцами состоялась 29 июня. Источники утверждают, что встреча прошла поздно вечером в штабе БЮТ в Киеве на улице Туровской.

Команду штаба БЮТ возглавляла сама Юлия Тимошенко. На презентации также присутствовали Александр Абдулин, Николай Баграев, Олег Медведев, Николай Томенко и Игорь Грынив.

Достоверно установить состав американской делегации не удалось – источнику «Украинской правды» иностранные фамилии не запомнились.

Единственная аббревиатура, которая осталась в памяти после первой встречи – AKPD.

Спустя некоторое время эта аббревиатура всплыла еще раз. 18 августа в СМИ появились результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром социальных и маркетинговых исследований «СОЦИС», согласно которым в первом туре президентских выборов Виктор Янукович набирает 25% от тех, а Юлия Тимошенко – 20,5%. При этом отдельно подчеркивалось, что «опрос проводился по заказу и по анкете американской компании AKPD Message and Media».

Чтобы восстановить остальные звенья цепи, этого оказалось достаточно.

AKPD Message and Media

слева направо: партнер AKPD Дэвид Плуф, Барак Обама и Дэвид Аксельрод

слева направо: партнер AKPD Дэвид Плуф, Барак Обама и Дэвид Аксельрод

Итак, знакомьтесь: AKPD – это сокращенное название компании AKPD Message and Media – одной из самых известных в США PR-компаний, основанной в 1985 году в Чикаго, штат Иллинойс.

Именно в Иллинойсе начинал свою политическую карьеру 29 летний сенатор Барак Обама. И впоследствии выходцы именно из этого штата составили ключевую группу руководителей штаба Обамы в 2007-2009 годах.

AKPD

AKPD

Аббревиатура AKPD расшифровывается как David Axelrod, John Kupper, David Plouff & John Del Cecato. Все перечисленные лица так или иначе напрямую причастны к победе Барака Обамы. Двое из них после успешно проведенной кампании стали легендами в среде американских полит-консультантов.

В частности, Дэвид Плуф, возглавлявший штаб Барака Обамы.

Дэвид Плуф

Дэвид Плуф

В США его называют руководителем самой эффективной президентской кампании за всю историю страны, а международный Союз Консультантов недавно назвал Плуфа одним из лучших кураторов избирательной кампаний Новейшей истории.

Основатель AKPD Message and Media Дэвид Аксельрод (David Axelrod) оброс легендами еще в ходе президентской кампании.

Его называли серым кардиналом штаба, а истории о его влиянии на Обаму до сих пор выглядят невероятными.

Люди из окружения нынешнего хозяина Белого дома утверждали, Аксельрод запрещал будущему президенту США посещать на выходных семью в Чикаго, чтобы кандидат не отлучался от кампании.

По их словам, во время президентской гонки Барак Обама перед сном получал личный инструктаж о планах на следующий день от Аксельрода.

Дэвид Аксельрод

Дэвид Аксельрод

После избрания Барака Обамы президентом США, Дэвид Аксельрод перешел на работу в Белый дом в качестве главного советника главы государства. В штатах это стало сенсацией: как правило, специалисты такого уровня предпочитают работать наемными консультантами кандидатов от кампании к кампании и никогда не углубляются в саму политику.

Смогут ли американцы стать столь же влиятельными в штабе Юлии Тимошенко, пока неизвестно – на данный момент гости лишь знакомятся с реалиями украинской политики. «Украинской правде» стал известен полный список иностранных консультантов премьер-министра.

Их прошлое, специализация и некоторые подробности проектов, в которых они принимали участие, могут дать лишь общее понимание того, чем они собираются наполнить будущую кампанию Тимошенко.

Группа кураторов от Дэвида Аксельрода

Над предстоящей кампанией Юлии Тимошенко будет работать девять консультантов из США. И, по всей видимости, иерархия в этой группе будет такой же, как и в команде Обамы в 2008 году.

Кураторами стратегии, которую американцы предложили Юлии Тимошенко, станут специалисты AKPD Message and Media.

В презентации говорится, что трое представителей фирмы будут осуществлять «надзор за каждым аспектом кампании».

Ларри Гризолано

Старшим в команде AKPD является Ларри Гризолано (Larry Grizolano), по прозвищу «Gris».

Ларри Гризолано

Ларри Гризолано

Гризолано занимается политическим консультированием уже более 25 лет. Свою карьеру он начинал как организатор и руководитель «полевых работ», а сейчас известен как специалист по медиа и советник руководителей многих избирательных кампаний в США.

Из всей команды, прибывшей в штаб Юлии Тимошенко, Ларри Гризолано – самый близкий человек к Дэвиду Аксельроду. Они оба из Чикаго. И последние 16 лет Гризолано был ведущим консультантом чикагской компании The Strategy Group, активно сотрудничавшей с AKPD Message and Media.

До президентской кампании 2008 года Гризолано был известен как ведущий консультант правозащитников в Калифорнии. В 2005 году он разрабатывал стратегию кампании против т.н. Поправки 75 (Proposition 75) губернатора Арнольда Шварцнегера о членских взносах общественных профсоюзов. Бывший голливудский актер пытался на законодательном уровне ограничить права общественных профобъединений устанавливать и использовать какие-либо сборы, в т.ч. в политических целях. В результате успешной работы Гризолано предложение губернатора было отклонено.

До работы в команде Барака Обамы Гризолано консультировал две президентские кампании: в 1992 году он готовил предварительную общенациональную кампанию Билла Клинтона, а в 2004 помог Джону Керри стать главным претендентом на пост главы государства от демократической партии.

Ларри Гризолано также достаточно близко знаком с нынешним вице-президентом США Джо Байденом, которого он консультировал еще в качестве сенатора штата Айова.

При этом Гризолано – один из немногих членов команды Обамы, имевший опыт работы в команде легендарного политконсультанта демократической партии США Джеймса Карвилла.

К победной кампании нынешнего хозяина Белого дома Ларри Гризолано присоединился намного позже остальных членов команды. Переговоры о работе в штабе с ним вел лично Дэвид Аксельрод. И с января 2007 по ноябрь 2008 года Гризолано возглавлял направление прямой рекламы на телевидении, радио, в интернете, печатных СМИ, а также ведал прямыми почтовыми рассылками. Стратегия прямой почтовой рассылки, разработанная Гризолано, была награждена премией Pollie awards Американской ассоциации политических консультантов.

Позже одно из самых влиятельных американских изданий в сфере рекламы назвало рекламную кампанию Гризолано «Лидером года», а телевизионная реклама была признана наиболее «обширной и экстенсивной».

Кроме того, он руководил исследованием общественного мнения проектов «Obama for America» и «Obama-Biden 2008». Его исследования легли в основу разработки стратегии всей кампании.

На данный момент Ларри Гризолано фактически стал двойником Дэвида Аксельрода в компании AKPD Message and Media. Это случилось после того, как Аксельрода назначили главным советником Барака Обамы, и ему пришлось продать свою долю в компании. Подробности сделки не разглашаются, но после того, как Аксельрод покинул фирму, новым управляющим партнером AKPD Message and Media стал Ларри Гризолано.

Джеф Линк

Джеф Линк (Jeff Link) – основатель компанииLink Strategies, известная тем, что в 2000 году обслуживала президентскую кампанию Эла Гора.

Джеф Линк

Джеф Линк

Свою карьеру в большой политике Линк начинал с избирательных кампаний сенатора Тома Харкинса. В 1992 году под руководством Джефа Линка сенатор проиграл борьбу за право стать кандидатом в президенты США от демократической партии. Еще десть лет спустя, во время очередных выборов в Сенат, Линк снова возглавил штаб Харкинса. Но в самый разгар кампании был вынужден уйти в отставку в связи с тем, что его младший помощник занимался шпионажем в штабе оппонентов.

В штабе Барака Обамы Линк работал под непосредственным руководством Ларри Гризолано, координируя брендинг кампании, прямую рекламу и голосование в 25 штатах страны.

Линк – один из двух членов команды технологов, десантировавшихся в штаб Юлии Тимошенко, имеющий опыт ведения кампаний не только в США. Правда, опыт Линка за пределами США можно назвать скорее экзотическим, чем заслуживающим внимания: пятнадцать лет назад американский технолог управлял избирательной кампанией одной из партий на парламентских выборах на… Арубе.

Чтобы понять масштабы кампании надо сказать, что Аруба – это остров на юге Карибского моря, площадь суши на котором составляет 193 км², а общая численность населения – 105 тысяч человек.

Джо Голдберг

Третьим представителем компании AKPD Message and Media, который также будет курировать избирательную стратегию Тимошенко, является Джо Голдберг.

По всей видимости, Голдберг – один из рядовых специалистов фирмы, не замеченных иностранной прессой: в открытых источниках информации никаких упоминаний его имени не нашлось.

Руководитель кампании: Дэвид Хамфервиль

Еще одной загадкой в команде американских технологов стал некий Дэвид Хамфервиль. Согласно презентации, этот человек должен стать руководителем всей президентской кампании Юлии Тимошенко со стороны американцев.

В докладной записке говорится о том, что Хамфервиль будет отвечать за меседжи (тезисы) кампании, а также за распределение задач.

При этом указывается, что Хамфервиль «имеет опыт управления персоналом и финансами, а также разработки стратегии и коммуникации».

«Разрабатывает организационную структуру, которая отображает стратегию меседжа кампании, ее организационные ресурсы и постоянно меняющуюся ситуацию», — говорится в презентации.

Но, вопреки тому, что американцы предлагают Дэвида Хамфервиля в качестве руководителя кампании, в открытых источниках упоминаний о нем не нашлось. Его также не смогли вспомнить некоторые политические обозреватели, опрошенные «Украинской правдой».

Если верить презентации самих американцев, Хамфервиль «руководил президентскими кампаниями в Европе, Северной Америке и Африке». А также «работал консультантом в ООН и в Государственном департаменте США в проектах, связанных с выборами».

И совсем неординарный факт из биографии Хамфервиля: он консультировал коалицию коммерческих и политических лидеров, добивавшихся досрочных выборов и смены правящих партий Венесуэлы.

Продолжение читайте во второй части расследования